Хотя, по слову святителя Феофана Затворника, «то для нас - закрытая страна» и доподлинно о загробной участи людей никто не знает, существуют многочисленные свидетельства о некоем таинственном опыте, являющиеся достоянием Предания Церкви.

Согласно этому Преданию, до третьегo дня душа обычно пребывает на земле. В течение первых двух дней она наслаждается относительной свободой, и позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет, посещать близких и родственников. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Вот что пишет об этом св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба - и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших». Итак, третий день мы считаем вместе с днем смерти.

Памятник IV века «Апостольские постановления» (кн. 8, гл. 42) рекомендует совершать поминовения усопших «во псалмах, чтениях и молитвах» на третий день после смерти нашего ближнего - ради Господа Иисуса Христа, «воскресшего в третий день по Писанию».

По мнению свт. Симеона Солунского, поминание в третий день совершается потому, что умерший был крещен во имя Святой Троицы, от Которой мы получаем все, но еще и потому, что он сохранил три добродетели (основания нашей веры): веру, надежду и любовь. И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли). Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением. Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Однажды преп. Макарий Александрийский просил Ангела, сопровождавшего его подвиги в египетской пустыне, объяснить ему значение церковного поминания в третий день. Ангел отвечал: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, тогда душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, - получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. … В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

Но существует и еще одна причина, по которой в этот день душе усопшего особенно нужны молитвы. Воистину ужасен третий день для души усопшего, утверждают святые отцы: в этот день она проходит мытарства, или муки.

«Если даже святая душа, - пишет проф. Н. Василиадис, - испытывает чувство страха в час разлучения с телом, то тем более подвержена этому душа грешная. … Ведь в это время душа проходит скрупулезную и тщательную проверку со стороны демонов, ибо за обладание ею разворачивается невидимая, но жестокая борьба добрых и злых ангелов. И у демонов есть все основания захватить душу того, кто умер без покаяния, и взять ее к себе. Но нет у них права присвоить себе душу того, кто искренне покаялся».

О помощи душе на мытарствах молится наша Святая Церковь. В молитве Спасителю (св. Евстратия) мы просим: Милостив ми буди, Владыко, и да не узрит душа моя мрачного взора лукавых демонов: но да примут ю Ангели Твои светлии и пресветлии. Молимся мы и Пресвятой Богородице: Управи, Чистая, окаянную мою душу, и ущедри ю, от множества прегрешений во глубину поползшуюся погибели, Всенепорочная, и в час мя страшный смертный Ты исхити от глаголующих демонов, и всякия муки.

Такие же горячие мольбы возносим и святым Ангелам - в Каноне молебном к Ангелу-хранителю, в различных тропарях Канона на исход души и проч.

В Житии преп. Василия Нового рассказывается о том, как духовная дочь преп. Василия, Феодора, умерла, попала в загробный мир, была уловлена злыми ангелами и подверглась мытарствам. Блаженная Феодора была свидетельницей обличения грешников на этих потусторонних «таможнях», после чего, если обвиняемые были повинны в грехах, они утаскивались в бездну ада.

Видения блаж. Феодоры, как и все житие преп. Василия Нового, - безусловное достояние Предания Православной Церкви. Однако при этом следует помнить слова св. Макария Египетского о том, что подобные изображения мук души - лишь «слабое изображение вещей небесных», они рисуют картину потустороннего бытия земными красками. Поэтому, говоря о мытарствах и потусторонней жизни, следует избегать всякого искусственного натурализма и стараться мыслить об этих вещах более духовно, нежели о них пишется.

Прекрасное свидетельство о такой помощи принадлежит нашему современнику, протоиерею Михаилу Овчинникову («Жизнь и смерть. Размышления православного священника». 2004), несколько дней пребывавшему в состоянии клинической смерти.
«Сквозь болевой, кровавый мрак, - вспоминает он, - вдруг постепенно появился непередаваемо чудесный свет - он был похож не на сполохи лампы, прожектора или светильника, это был весь мир, пронизанный светом-жизнью.

Мои первые движения сопровождало какое-то Богослужение: молитвы, песнопения мужских голосов. Было ощущение чего-то родного, знакомого - да ведь это душенька перекликнулась с родным монастырем! Как я узнал гораздо позднее, там совершалась непрерывная молитва трое самых страшных для меня суток. Вот она - реальная рука христианской помощи.

Задумайтесь: как страшно, что многие наши современники совершенно не знают, не понимают невидимой, но реальной силы молитвы. А я свидетельствую, что слова молитв, и особенно в такие труднейшие минуты, сопровождали меня, беспомощного, нежно поддерживали, заботливо направляли, вселяя спокойную уверенность в несокрушимости Божией силы. При этом у меня было ясное понимание своей плотской, греховной слабости, но рядом - несгибаемой силы помощь Господня…».

Людмила Никеева

9 дней после смерти - это срок, за который душа переживает много событий и изменений. Что происходит после погребения?

Первые 3 дня

В первые 3 дня душа находится там, где ей важно находиться. Например, если человек при жизни был очень привязан к своему телу, он будет поблизости. В случае, когда какие-то люди много значили для усопшего, свое последнее время на Земле он проведет рядом с ними. По сути, во многих документальных фильмах говорится о том, что некоторые души не знают, что им делать. Некоторые начинают кататься на метро и следить за родственниками, другие пытаются обеспечить будущее своих детей. Каждый по возможности пытается завершить земные дела или в последний раз посмотреть на то, что очень значимо.

Поклонение Богу

Поклонение совершается неоднократно: в день смерти, затем - на третьи сутки, на 9 день после похорон, через 40 дней после упокоения, а также непосредственно перед Страшным судом. Люди, которые отправляются в ад, выполняют поклонение и после суда.

С 3 по 9 день

После 3 и до 9 дней после смерти душа осматривает красоты рая. Она видит обитель, которая ей уготована. Однако люди, которые были суетными, делали смертные дела и ходили по злым путям, не войдут в рай.

Мытарства

Через 9 дней после смерти начинаются мытарства. Длятся они до 40 суток. После смерти нас окружают наши грехи. Каждое наше плохое деяние имеет своего «хранителя»-беса. Когда душа выходит из тела, эти демоны окружают ее. Беззаконий и бед настолько много, что их не счесть. Это все грехи человека, совершенные при жизни. Некоторые думают, что после смерти душа возносится ввысь, и ничто не может ей помешать. Но это не так, ведь именно силам зла принадлежит пространство между землей и небом. Божия Матерь молила о том, чтобы после смерти не увидеть злых демонов, когда готовилась к Упоению. Поэтому Господь самолично пришел, чтобы проводить Ее душу. Это отмечено на иконе Упоения. Как понятно, демоны приходят не только к «простым» людям, но и к избранным умирающим.

9 дней после смерти: до и после

До девятого дня идет период кормления и оформления «тела вечности». Родственники и священнослужители начинают проводить поминальные процедуры. До 9 дня душа видит прелести рая, а после - мучения и ужасы ада. На 40 день назначают место. В течение девяти суток усопший постепенно перестает слышать родственников и знакомых, также он уже не может видеть их. Все контакты он может осуществляет лишь при использовании обоняния и осязания.

Почему эти дни отмечают?

Душа после смерти 9 дней путешествует и узнает возможные места своего пребывания. До последнего она не знает, какая участь ей уготована. Ей показывают как красоты и прелести райской жизни (в течение намного меньшего срока), так и страшные события, которые происходят в аду. За это время родственники могут усердно молиться, просить лучшей участи до момента, пока не произойдет Страшный суд над душой умершего. Правильное поведение близких может помочь душе попасть в рай. Поэтому очень важно не лениться, а ходить в церковь, заказывать молебны. Самому также нужно уделять время этому занятию. И делать это нужно правильно. Вы можете получить разъяснения у вашего священнослужителя.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: «Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих» .

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: «Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помыслившее нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость» (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: «Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. - И только не проговорит, - да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому» («Душеполезное чтение», август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, - и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные «посмертные» опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила «посмертного» опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу).

Следующая глава >

Из-за духовного соотношения между Христом и человеческой душой подходящим для похорон считается третий день. Именно на третий день после смерти окончательно обрываются все связи души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит в Небесное Царство в сопровождении ангела-хранителя. Днем раньше и в день смерти душа еще находится в мире живых. Она не должна видеть свои похороны - это большой стресс для недавно почившего человека.
Кроме этого, третий день после смерти отождествляется с Троицей. Третий день - всегда поминальный. Поминки, как правило, проводятся после захоронения тела человека. Третины таким образом совмещены с днем похорон. Подсчитать их наступление математически, прибавляя тройку, нельзя. Так, например, для человека, умершего 18 января, третины наступят не 21, а 20 января.

Священники утверждают, что хоронить раньше 3 дня нельзя. Душа еще привязана к телу, и ей некуда будет отправиться, если захоронить его раньше. Только на третий день она отправится смотреть небеса вместе со своим ангелом. Связь души и мертвого тела обрывать нельзя, для этого существует естественный процесс, предусмотренный Богом. Кроме этого, далеко не сразу она может свыкнуться с отсутствием физического тела столь быстро. Обычно для этого хватает три дня. Хоронить позже, например, на 4 или 5 после смерти день допускается.

Церковь не возражает против таких задержек - ситуации бывают разными. Далеко живущим родственникам может быть сложно добраться в короткий промежуток времени, не всегда удается провести полноценную подготовку к похоронной церемонии - причин отложить похороны на несколько дней может быть множество. Поминки в таком случае тоже переносятся - их проводят после похорон. А вот молитвы и заказ службы в церкви отменяться не могут.
Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского. По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день посмертия. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего. Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия.

Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом. На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды - на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай.

Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души. Поэтому три дня после смерти - важный период и для почившего, и для его живых родственников. В это время дух его готовится к испытаниям, а также смотрит на Рай, чтобы на девятый день снова явиться на поклон к Господу. Что могут сделать родственники, чтобы облегчить его участь? Соблюдение традиций и обычаев вроде поминок, молитв и церковных служб поможет умершему снискать благословение и попасть в Рай.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами. По книге Еноха, вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим, которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох.

Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю. Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай. В третий, как и в девятый и сороковой дни обязательно следует заказывать панихиду. Пусть в церкви идет служба за упокой души погибшего. Это поможет ей пройти все испытания загробного мира, а также получить оправдательный приговор на Небесном Суде. Кроме этого, следует читать молитвы в храме и дома, а также ставить свечки за упокой души. Желательно раздать милостыню нищим на кладбище и возле церкви. Поминки на третий день обычно происходят после похорон - именно в этот день полагается предавать земле тела усопших.

Приглашать на них полагается всех, кто присутствовал на похоронах. Традиционно все гости отправляются поминать усопшего сразу с кладбища. Если поход в церковь планируется после похорон, тогда приглашенные отправляются на поминки оттуда. Перед началом застолья читается молитва «Отче наш». Затем подается кутья - традиционное обрядовое блюдо из пшеницы или риса с добавлением меда, сахара или варенья. В кутью на третий день дозволяется добавить изюм.

Ее подают первой, и она же должна стать первым блюдом для каждого присутствующего. Если вы не любите кутью, нужно съесть хотя бы три ложки. Поминальная трапеза не должна быть роскошной, чревоугодие - большой грех. Если родственники почившего будут предаваться греху, поминая его, это в плохом смысле отразится на его загробной жизни.

На столе обязательно должны присутствовать блюда из рыбы, а также компот или кисель. Не должно быть алкогольных напитков, как на поминках, так и на кладбище в качестве подношения усопшему.

Полагается раздавать сладкое и выпечку гостям, соседям и незнакомым людям после похорон или поминок, чтобы они помянули усопшего. Если после траурной трапезы остались продукты и блюда, их нужно раздать нищим в качестве подаяния. Выбрасывать их в любом случае нельзя, это грех.
В целом, каждому человеку рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью хоронить родных и близких людей. Поэтому любому пригодится информация о том, как правильно соблюдать православные традиции в отношении поминальных дней. После смерти человека его родственники способны помочь только таким способом. Соблюдайте традиции, молитесь, заказывайте молебны - и, скорее всего, душа вашего родственника попадет в Рай.

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Расскажите, пожалуйста, куда прибывает душа человека после его смерти, почему поминальные дни - это третий, девятый и сороковой?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

После отделения души от тела для нее начинается самостоятельная жизнь в мире невидимом. Накопленный Церковью духовный опыт дает возможность построить ясное и стройное учение о загробной участи человека.

Ученик преподобного Макария Александрийского (+ 395) рассказывает: «когда мы шли по пустыне, видел я двух ангелов, которые сопровождали св. Макария, один с правой стороны, другой – с левой». Один из них рассказал о том, что делает душа в первые 40 дней по смерти: «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби, какую чувствует от разлучения с телом; получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящими при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело <...> А добродетельная душа идет в те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день, Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых – Бог всех – повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих. Итак, благое Церковь имеет обыкновение совершать в третий день приношение и молитву за душу. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные и приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Создателя всего этого – Бога. Созерцая же все это, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, будучи в теле. Но если виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, говоря: «Увы» мне! Как я суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы можно было и мне удостоиться этой благости <...> По рассмотрении же в продолжение шести дней все радости праведных она опять возносится ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за усопшего.

После вторичного поклонения Владыка всех опять повелевает отнести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения <...>По этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место <...> Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших и приявших Крещение» (Св. Макарий Александрийский. Слово о исходе душ праведников и грешников…, - «Христианское чтение», 1831, ч. 43, с. 123-31; «Как проводит душа первые сорок дней по исходе из тела, М., 1999, с. 13-19). Великий подвижник нашего времени св. Иоанн (Максимович) пишет: «Следует иметь ввиду, что описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций <...> святые, которые вовсе не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо» (Блаженный святитель Иоанн Чудотворец, М.,2003, с. 792) .

Православная Церковь придает большое значение учению о воздушных мытарствах, которые начинаются на третий день после разлучения души от тела. Она проходит в воздушном пространстве «заставы», на которых злые духи обличают ее в содеянных грехах и стремятся удержать как сродную им. Об этом пишут святые отцы (Ефрем Сирин, Афанасий Великий, Макарий Великий, Иоанн Златоуст и др.). Душа человека, жившего по заповедям Божиим и уставам св. Церкви безболезненно проходит эти «заставы» и после сорокового дня получает место временного упокоения. Нужно, чтобы близкие молились в Церкви и дома за усопших, помня что до Страшного суда многое зависит от этих молитв. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

9 день после смерти. Почему мы считаем его особым днем? Христиане верят в то, что жизнь человека не заканчивается вместе с его земным существованием. Ведь человек – это не только его тело. Из Священного Писания мы знаем о том, что тело человека смертно, но его душа вечна. После смерти душа встречается с Богом. У всех эта встреча происходит по-разному. Кому-то она дается тяжело из-за грехов, накопленных в земной жизни, а кто-то испытывает великую радость встречи с Небесным Отцом. Но все люди нуждаются в поддержке через молитву в эти дни. Молиться можно в храме, на кладбище и келейно. Душа человека отравлена грехом и встреча с Совершенным Богом может стать большим испытанием для души усопшего. Но мы знаем, что Господь милостив и слышит наши молитвы, даруя нам по ним отпущение грехов. Поэтому, мы можем молиться и за усопшего. Причем, из Церковного Предания мы знаем, что некоторые дни в загробной жизни человека будут для него особенно важными и трудными. Именно в эти дни душа человека встречается с Богом, решается его посмертная участь, он пересматривает дни своей земной жизни и часто страдает от своих грехов, от воспоминания о моментах, когда он не смог отказаться от соблазна совершить нечто неправедное. Что происходит с душой в эти дни? Как можно помочь усопшему?

9 дней после смерти - значение в православии

3 дня, 9 дней после смерти, 40 дней… Эти даты – важный момент для души усопшего человека. Согласно церковному Преданию до 3 дней после смерти душа пребывает рядом с телом. Она уже перешла в новое состояние, но еще не совсем покинула этот мир. На третий день душа человека отправляется ко Господу, где может увидеть райские обители. На девятый день душа предстает перед Богом и может узнать, что такое – ад, вечная жизнь без Господа. На 9-ый день для души человека наступает время очищения. Пребывать без поддержки близких в этот день душе может быть тяжело. Посмертная память у человека сохраняется, его душа знает и помнит, что в земной жизни остались люди, которые могут о нем помолиться. Память – это часть человеческой личности и нигде не говорится о том, что попадая на небо, душа человека совершенно утрачивает связь с этим миром. Тем более впереди страшная встреча с обителями ада. Эта встреча длится дольше, потому что в Царствие Небесное входят “тесными вратами”. Адские обители гораздо больше райских. Но сороковой день определятся дальнейшая участь человека до Страшного Суда, душа почившего будет пребывать в Раю или в аду до того момента, как Господь придет “судить живых и мертвых”, и наступит новый мир. Во время Страшного Суда, где окончательно решится участь всех людей, они воскреснут.

Что происходит с душой усопшего на 9 день после смерти

Путешествие по раю и аду – это образное понятие. О том, как именно встречаются Бог и душа человека после смерти нам ничего неизвестно доподлинно. В земной жизни человек не может узреть Бога, поэтому нет сомнений в том, что после путешествия по райским обителям, встреча с Богом – это ответственный и важный момент. Ангел-Хранитель водил человека по Царству Небесному и, вот, человек оказывается на поклонении у Небесного Отца. Человек несовершенен, в земной жизни он совершил множество грехов. И душе трудно выдержать встречу с совершенным Создателем. Суеверные представления часто рисуют ад, как место со сковородками и кипящими котлами. В действительности, мы знаем только образно, что ждем человека, который не оказывается в Раю. Точно нам известно лишь то, что жизнь без Бога – это мучение для человека, и все хорошее, что у нас есть в земной и грядущей жизни – от Бога. Точного обетования у нас нет. 3 дня, 9 дней после смерти и 40 дней после смерти – это те числа, которые часто встречаются в Библии. Возможно, 9 дней после смерти – это очень долго в нашем понимании, но мы воспринимаем дни, как время земное, время небесное может идти совсем по-другому. Рассчитывать 9 дней после смерти нужно правильно. Обычный математический метод (прибавить к дню кончины человека 9 дней) – неверный способ. Чтобы правильно рассчитать 9 дней со дня смерти нам надо учитывать ту дату, в которую скончался человек. Даже, если это случилось в 11 часов вечера. Если человек скончался 4 ноября, 9-ый день со дня смерти – 12 ноября. Обязательно надо учитывать дату смерти, если смерть произошла в течение суток 4 ноября, этот день также учитывается при подсчете. Доподлинно о 9 дне после смерти, 40 дне после смерти нам известно одно – эти вехи становятся особыми и самыми важными для души человека в его загробной жизни.

Поминки на 9 день после смерти

Самое лучшее для души усопшего человека – поехать на кладбище на 9-ый день, попросить священника совершить панихиду. Конечно, можно молиться о душе человека и келейно. Мы не знаем, как именно действует наша молитва. Рассуждая о таких вещах, можно строить только предположения, но Церковь однозначно говорит о том, что молитва в эти дни облегчает участь и усопшего и дарует утешение родственникам и близким человека, который отошел в жизнь вечную. Существуют разные предрассудки и суеверия, которые говорят о том, что на 9 день после смерти не следует посещать кладбище. Но все утверждения о том, что это – плохая примета или каким-то образом может навредить душе человека, не соответствуют действительности. Церковь решительно отвергает суеверные убеждения, не основанные на Церковном Предании. Опыт Церкви говорит о том, что человек может ходить на кладбище, может не ходить, если не имеет такой возможности. Главное, – помолиться за душу почившего.

9 дней после смерти - что делать родственникам почившего

Смерть близкого человека или родственника всегда рождает скорбь. Бог создавал нас для вечной жизни, именно поэтому кончина воспринимается нашим разумом как нечто ненормальное, противное человеческой природе, пугающее и неправильное. “Смерть – это та единственная епитимья, которую не избежал ни один человек”, – говорят священники. Смертью мы расплачиваемся за несовершенство этого мира, в котором мы оказались вследствие Первородного греха. Наше тело насильственно разлучают с душой и, разумеется, это испытание и для усопшего и для его близких. Душа человека перейдет в вечность в том состоянии, в котором смерть застала ее. Мы никогда не знаем, когда перейдем в Богу, именно поэтому нужно на протяжении всей жизни стараться жить достойно и праведно. Но у христиан есть утешение. Мы знаем, что Господь наш, Иисус Христос “смертью смерть попрал”. Господь взял на себя наши грехи, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Он победил смерть. По милости своей Бог предоставил нам возможность помочь душе человека, который сам уже не может помочь себе покаянием. Паисий Святогорец говорил “самая лучшая панихида по усопшему – исправление собственной жизни”. Поэтому искренняя молитва, без формального подхода, угодна Богу, и мы действительно все еще можем помогать нашим близким, если молимся за них после их кончины.

Если у вас нет возможности пригласить священника, вы можете прочитать литию о покойном для мирянина. Существует специальный чин литии, который совершается мирянами келейно и на кладбище. Несмотря на то, что мы не можем знать точно, что дает душе усопшего наша молитва, мы имеем некий духовный опыт, который накопила Русская Православная Церковь и знаем, что Бог всегда слышит наши молитвы. Он также видит искреннее желание помочь усопшему, любовь ближних к человеку, который перешел в новый мир.

В молитвах об усопшем мы просим, чтобы на 9 день после смерти, при встрече с Богом душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Какие молитвы читать на 9 день после смерти

Чин литии, которую миряне совершают келейно и у могилы покойного отличается от чина литии, который читают священнослужители.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Tрижды)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Тропарь, глас 4-й:

Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.

В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.

Седален, глас 5-й:

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й:

Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.

Икос:

Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй (Трижды) , благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя) , и сотвори ему вечную память.

Вечная память. (Трижды)

Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

После похорон неприкаянная душа находится между небом и землей; многие родственники, близкие люди усопшего задаются главным вопросом, что происходит с душой на 9 и 40 день смерти. Это важный период для умершего человека, поскольку решается, куда он дальше попадет, где проведет остаток вечности в забвении. В Святом Писании сказано, что 9 и 40 дней после смерти является началом и концом небесного пути, близкие люди должны посодействовать, чтобы душа попала в рай, обрела вечный покой.

Где пребывает душа после смерти

По мнению верующих людей, души усопших являются бессмертными, а их загробную участь определяют совершенные дела на земле при жизни – плохие или хорошие. В православии считается, что душа умершего не сразу возносится к небесам, а первое время остается в тех местах, где ранее обитало тело. Ей предстоит предстать перед Божьим Судом, а пока есть время повидать родных и близких, навсегда с ними проститься, свыкнуться с мыслью о собственной гибели.

Где находится душа умершего до 9 дней

Тело хоронят на кладбище, однако душа умершего человека является бессмертной. Христианской церковью установлено, что первый день после смерти душа пребывает в смятении, не может осознать, что происходит, напугана отделением от тела. На второй день она блуждает по родным местам, вспоминает лучшие моменты своей жизни, наблюдает процесс погребения собственного тела. Мест, где находится душа после смерти, множество, но все они некогда родные, близкие сердцу.

На третий день она возносится ангелами на небо, где открываются ворота рая. Душе показывают рай, возможность обрести вечный покой, состояние полного умиротворения. На четвертый день ее опускают под землю и показывают ад, где хорошо известны все грехи умершего и плата за их совершение при жизни. Душа видит, что происходит, дожидается страшного суда, который начинается девятым, а заканчивается сороковым днем.

Что происходит с душой на 9 день

Вопрос, почему отмечают 9 дней после смерти, имеет вполне аргументированный ответ. В этот день, отсчитанный с момента смерти, душа встает перед Божьим судом, где только всевышним будет решаться, где ей дальше предстоит коротать вечность – в раю или аду. Поэтому родственники и близкие люди ходят на кладбище, поминают усопшего, молятся за его проникновение в рай.

Как правильно поминать

Зная, что происходит на 9 день после смерти, родственники должны обязательно помянуть усопшего, причем вспоминать о его жизни и делах только самое хорошее, светлое. Не лишними будут церковные поминовения, например, можно заказать в храме сорокоуст за упокой, панихиду или другие христианские обряды. Это только на пользу, плюс искренняя вера православных христианах. Бог отпускает муки грешникам, а родные и близкие люди не должны сильно убиваться по усопшему. Чтобы правильно поминать, требуется:

  • говорить об умершем только хорошее;
  • накрыть скромный стол, исключить спиртное;
  • вспоминать только хорошее;
  • не смеяться, не веселиться, не радоваться;
  • вести себя скромно, сдержано.

Что происходит с душой после 9 дней

После 9 дня душа попадает в ад, может наглядно увидеть все муки грешников, искренне покаяться. Она должна вспомнить все свои неправильные поступки, повиниться, признать неправоту собственных действий и помышлений. Это сложный этап, поэтому все родственники должны только поддерживать умершего в молитвах, церковных обрядах, мыслях, воспоминаниях. Чтобы достоверно определить, что происходит с усопшей душой на 9 и 40 день смерти, необходимо прибегнуть к священному писанию.

Где находится душа умершего до 40 дней

Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до сорокового дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

Почему отмечают 40 дней после смерти

Это поминальный день. Означает прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до сорока дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

Как правильно поминать

Зная, что происходит с душой на девятый и сороковой день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». Надо стараться справляться с эмоциями.­От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.

Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:

  1. Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти значат начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
  2. Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
  3. Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
  4. Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.

Где находится душа после 40 дней

По истечении указанного срока душа умершего 40 дней назад человека обретает покой, навсегда удаляется на небеса для вечности. Не исключено, что она попадает в ад на вечные мучения за содеянные поступки. В любом случае, все, что с ней происходит дальше, живому человеку неведомо, и остается только верить в лучшее, надеяться на волю Божью, всевышнее милосердие.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!