Долгие годы он рано ложился спать, прислушиваясь к тому, что шептали ему на ухо муравьи. Иногда он болтал с лягушкой, а то и с двумя, или делился куском хлеба с крысой. Хосе Мухика (José Mujica), он же Пепе, выжил в мире, который сам смел с лица Земли. Этот бывший лидер главного в Уругвае марксистского партизанского движения «Тупамарос» 13 лет провел в тюрьме при военной диктатуре, которая находилась у власти в стране с 1973 по 1985 год. Затем он открыл новую страницу и приступил к восстановлению демократии.

В ноябре 2009 года Мухика был избран президентом, набрав 53 процента голосов. «В заключении я едва не сошел с ума, - говорит он. - А теперь я стал узником собственной свободы - свободы думать и решать так, как пожелаю. Я лелею эту свободу и борюсь за нее. Я могу делать ошибки, иногда очень серьезные, но одно из моих немногочисленных достоинств заключается в том, что я говорю то, что думаю».
«Если бы я попросил людей жить так, как живу я сам, они бы меня убили», - заметил Мухика во время интервью, которое он дал в своем уютном маленьком доме, расположенном посреди хризантемовых полей недалеко от Монтевидео.

Хосе Альберто Мухика Кордано (исп. José Alberto Mujica Cordano; также известный как Эль Пепе, исп. El Pepe; род. 20 мая 1935, Монтевидео) - уругвайский политик, кандидат Широкого фронта на президентских выборах 2009 года. Во втором туре выборов 29 ноября победил своего основного конкурента и был избран президентом Уругвая.
В 60-е и 70-е годы он воевал на составе отрядов левого движения» Тупамарос», которое было вдохновлено идеями кубинской революции.

Шесть раз он был ранен, и 14 лет провел в тюрьме. Большую часть срока Мухику держали в камере-одиночке. На свободу он вышел в 1985 году, когда в Уругвае вновь воцарилась демократия.
Президента Уругвая Хосе Мухику соотечественники называют «el presidente mas pobre» - «самый бедный президент». 78-летний Мухика жертвует на благотворительность почти всю свою президентскую зарплату, что делает его самым бедным (или самым щедрым) президентом в мире. Из $12500, которые президент получает каждый месяц, он оставляет себе только $1250. «Мне вполне хватает этих денег, - уверяет Мухика, - должно хватать, потому что доходы многих уругвайцев намного ниже». Жена президента, сенатор, тоже жертвует часть своих доходов. Супруги живут в сельском доме на ферме в Монтевидео. Воду для домашнего хозяйства президент носит сам из колодца во дворе. Самой крупной личной покупкой Мухики за всё время его президентства стал «Фольксваген Жук» 1987 года выпуска, стоимостью $1945. У Мухики нет никаких счетов в банках и никаких долгов. Самое большое удовольствие ему доставляет общение со своей собакой по имени Мануэла.

Хосе Альберто Мухика Кордано
ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Долгие годы я жил в одиночестве. Чтобы выстоять мне приходилось искать спасение в самом себе. Человек с убеждениями – сильное животное. Возможно, я слишком старомоден и простоват. Возможно, моя сила - сила первобытная, наследие моих предков, моего крестьянского детства.

Мне приходилось что-то придумывать, чтобы не сойти с ума. Конечно, это очень негативно на меня повлияло. Меня даже собирались подвергнуть психиатрическому лечению, потому что у меня начались галлюцинации. Но увидев врача, которую они мне прислали, я подумал: «Вот теперь я точно свихнусь!» Она давала мне пригоршни таблеток, я их выбрасывал.

Но мне удалось заставить их позволить мне читать. Семь лет мне не давали читать. Наконец они дали мне книги – по физике и химии, и я начал приводить в порядок свой разум. И вот я перед вами.

Как-то раз я насобирал семь лягушек и посадил их в стакан с водой, чтобы плавали. Я узнал, что муравьи кричат. Они кричат.

Меня называют самым бедным президентом , но я себя бедным не чувствую. Бедные — это те, кто работают только для того, чтобы жить в роскоши. Им все время хочется все больше и больше. Это вопрос свободы.

Если у вас мало вещей , то нет смысла всю жизнь вкалывать, как раб, ради того чтобы приобретать эти вещи. В результате образуется больше времени для самого себя. Может, я и похож на старого чудака. Но это мой выбор.

Люди, считающие меня бедным , неверно понимают суть богатства. Я не самый бедный президент. Самым бедным является тот, кому для жизни нужно слишком много. - Мой образ жизни - это следствие моих ран. Я сын своей истории. Прежде я часто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете просто потому, что у меня был матрас.

Если бы я попросил людей жить так , как живу я сам, они бы меня убили.

Меня поражает , как живут многие лидеры стран. На фоне царящей нищеты они предпочитают жить, как богатые люди, которых явное меньшинство в стране. Я этого не понимаю. В моем представлении, если мы заявляем, что являемся сторонниками демократии, то нужно стараться жить, как большинство народа, а не как кучка богатеев. Именно так я и живу.

Я не аскет и не хочу использовать слово «аскетизм», так как в Европе это слово проституировано. Я живу, довольствуясь малым, без излишеств, чтобы иметь больше времени заниматься важными делами.

У меня есть президентский дворец , который обслуживают 42 служащих. Они регулярно получают зарплату, но я там не живу. Закрыть его я не могу, так как меня попросту не поймут, да и это гарантировано законодательством страны.

Европа по-прежнему живет прошлым , как будто бы здесь, как и много лет тому назад, находится эпицентр человеческой цивилизации. Но времена изменились, и мир изменился тоже. Я вижу нынешнюю Европу, погрязшую в болоте. Но у европейцев есть возможность выбраться из него, опираясь на свой интеллектуальный потенциал. Более всего меня обескураживает политика, которую проводит Европа. Европейские политики, как и раньше, предпочитают нести пустой вздор.

Я не вижу умных людей в европейской политике . Это меня приводит в ужас. Я вижу лишь какие - то бесполезные неоколониалистские дуновения.

Главное в политике - интеллектуальная честность. Если ее нет, то все остальное не имеет смысла.

Образ благородного чиновника - политическая конструкция, превратившаяся в демагогию.

Галстук - это бесполезная тряпка , которую мы повязываем на шею. Я враг потребительства. Чрезмерное потребительство приводит к тому, что человек забывает о своем главном предназначении, расходует свои силы на всякую ерунду, которая не имеет ничего общего с человеческим счастьем.

В политике всегда есть огромные ограничения : во-первых, капитализм, где пересекаются самые различные интересы, а во-вторых - юридические вопросы. Вся правовая структура нынешнего общества создана капитализмом.

90% доходов, которые я получаю , я отдаю на социальные нужды. Себе на жизнь я оставляю 2 тысячи долларов.

Я президент. Я вынужден бороться за создание новых рабочих мест и новые инвестиции, потому что потребности людей растут. Я стараюсь увеличить уровень потребления, но при этом снизить уровень нецелесообразного потребления…

Я против бессмысленной траты - денег, ресурсов, времени. Мы должны создавать вещи, которые смогут просуществовать долгое время. Это идеал, но нам вряд ли удастся воплотить его в реальности, потому что мы живем в эпоху накопления.

Значительные бюджетные средства мы тратим на легализацию марихуаны. Таким образом мы намерены изъять часть доходов наркоторговцев и направить их на борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Употребление марихуаны — не самая страшная вещь, настоящая проблема — это наркоторговля.

Моя страна не слишком открыта . Эти меры являются вполне логичными. Что касается легализации марихуаны, здесь речь идет вовсе не о том, чтобы стать более либеральной страной. Мы просто хотим, чтобы наркоманы перестали пользоваться услугами подпольных дилеров. Однако мы готовы также ограничить их право на курение, если они превысят разумные нормы потребления марихуаны. Это как с алкоголем. Если вы выпиваете по бутылке виски в день, к вам нужно относиться, как к больному человеку.

Весь день (на июньском саммите «большой двадцатки» в Рио-де-Жанейро) мы говорили об устойчивом развитии. О том как бороться с бедностью. Но о чем мы думаем? Неужели мы хотим достичь уровня развития и потребления богатых стран? Я вас спрашиваю: что станет с нашей планетой, если у индийцев на каждую семью будет столько же машин, что и в Германии? Сколько кислорода останется тогда на планете?»

Есть ли на нашей планете достаточно ресурсов для того, чтобы семь или восемь миллиардов человек достигли того же уровня расточительства, как в богатых странах? Ведь именно такое гиперпотребление и наносит вред нашей планете.

Сегодня мы можем перерабатывать практические все. Если бы мы жили по средствам - то есть были бы бережливыми - то 7 миллиардов человек, живущих на планете, могли бы иметь все, что им нужно. И глобальная политика должна развиваться именно в этом направлении. Однако мы мыслим, как народы и страны, а не как человеческий вид.

Я не против потребления. Я против расточительства. Надо производить пищу для голодных, кров для тех, кому нужен дом, строить школы там, где их нет. Мы должны решить проблему с питьевой водой. Если каждый власть имущий имеет три, четыре, пять автомобилей и дом в 400 кв. метров, и дом на пляже, и личный самолет, - конечно, ресурсов не хватает для всех. Что говорит современная наука? Она дает нам неопровержимые факты: если современное народонаселение планеты стремится потреблять наравне со средним американцем, – потребуется три планеты Земля. Что означает: если продолжать бросаться тем, что у нас есть, то естественно, бóльшая часть человечества никогда ничего не будет иметь. Они обречены.

Если говорить 0 расточительности, экономика тут не при чем. Это вопрос философии. Я не могу, как правитель страны, решить этот вопрос. Я сам узник этой ситуации. Я указываю на то, к чему мы движемся.

Всё верно, здесь у нас наблюдается чудовищная расточительность. В Пунта-дель-Эсте (исп. Punta del Este, город-курорт на юге Уругвая) дома используются всего 20 дней в году; роскошные дома. А другие люди не могут найти даже лачугу для ночлега. Это безумие, это несправедливо. Я против такого мира. Но я его пленник. Если бы я начал навязывать всем мой образ жизни, меня бы убили. Убили бы. Я знаю точно. Но дайте мне свободу выражать мои мысли.

Мы жалуемся на глобальное потепление, одновременно атакуя и истязая природу вырабатываемыми нами отходами. Мы отдаем в залог будущее грядущих поколений.

Мы принесли наших древних нематериальных богов в жертву , и сегодня толпимся в храме рыночного бога. Он организует нашу экономику, нашу политику, руководит нашими привычками, нашими жизнями, предоставляет нам прибыль и кредитные карты, давая внешнее подобие счастья.
Всё выглядит так, будто мы родились лишь для того, чтобы потреблять и потреблять, а когда мы уже больше не в состоянии потреблять, нас охватывает страх, мы страдаем от бедности, и автоматически оказываемся изолированными, отброшенными на обочину

Моя цель – добиться, чтобы в Уругвае было меньше несправедливости, чтобы помочь незащищенным и уязвимым; забыть о политическом образе мысли. Это не делается в одночасье; победа не за углом. Я не построю рай или что-то подобное.
Я стремлюсь к росту общественного блага.

В чем секрет счастья? Жить в мире с собой. Говорить с тем человеком, который есть внутри тебя. Это наш попутчик, которого мы несем с собой до могилы. Будь собой и не навязывай свои мерила и взгляды другим. Я не жду, что все начнут жить так, как я. Я хочу уважать свободу других, но также защищаю мою свободу. Свобода идет рука об руку со смелостью высказать то, что думаешь, даже если иногда окружающие не разделяют твоих взглядов.

(Tashriflar: umumiy 899, bugungi 1)

Хосе Мухика был 40-м президентом Уругвая между 2010 и 2015. В прошлом партизан воевавший с Тупамарос, и в 70"х отсидевший 13 лет в тюрьме при военной диктатуре. Прежде чем взойти на пост президента, Хосе Мухика прослужил министром агрикультуры, рыболовства и животноводства. Его описывают, как самого «смиренного президента» из-за его аскетического стиля жизни, и того, что 90% своей и так, не такой уж великой зарплаты для президента составляющей $12,000 он жертвует благотворительным организациям помогающим бедным людям, и также частным предпринимателям.

В своём недавнем выступлении на встрече ООН, Хосе Мухика, который выглядит как дедушка относящийся к рабочему классу, раскритиковал чрезмерную фривольность, роскошь и трату природных ресурсов в мире.

СМИ Al Jazeera приехали, чтобы взять у президента интервью. В скромной даче вблизи Монтевидео, единственный охранник у Мухика, это его трёхногая собака, Мануэла. Камеры ели поместились в салоне. Хозяин угостил гостей традиционным уругвайским горьким чаем матэ, который подают в специальной горлянке с железной трубочкой. Уругвайцы считают, что именно этот напиток позволяет им оставаться здоровыми.

Хосе Мухика, на популярное описание его как «самого бедного президента», говорит, что он вовсе не беден. «Бедны те, кто описывают меня таковым. По определению бедные — это те, кто нуждаются в слишком многом, и они никогда не удовлетворены. Я живу бережливо, но не бедно. У меня лёгкий чемодан, и мне много не нужно. Я не привязан к материальным вещам. Почему? Чтобы у меня было больше свободного времени делать то, что хочу. Свобода — иметь время чтобы жить», — говорит он. Хосе Мухика считает, что скромность — это философия жизни. Он говорит, что его жизнь не изменилась после того, как он стал президентом. «Я зарабатываю больше, чем мне нужно, даже если в глазах других этого не достаточно». Он говорит, что они с женой живут на зарплату жены, которая работает сенатором. Она также много денег вкладывает в партию. Совсем немного они откладывают в банк, на всякий пожарный. 90% процентов своей небольшой зарплаты, президент вкладывает в различные благотворительные организации. Например он помогает матерям одиночкам. «Для меня это не жертва — это мой долг».

Уругвай — первая страна, которая легализовала марихуану. Хосе Мухика объясняет, что причина заключается в попытке остановить распространение и нелегальную продажу наркотиков. Все попытки в течении 100 лет страны в борьбе с наркобизнесом потерпели крах и криминал только всё более расцвёл. Они пытаются подпольный бизнес сделать открытым. Но это не так, что каждый может покупать какие хочешь наркотики и в любом количестве. Аптеки будут предлагать персональную месячную дозу зарегистрированным членам. Если человек нуждается в большой дозе, то это будет рассматриваться как физиологический недуг и человеку будет предоставляться лечение. «Но в начале, мы должны обнаружить этих людей и вытащить их из подпольного мира», — объясняет президент. Это, что касается марихуаны — самого распространённого наркотика в Уругвае и Латинской Америке. «Мы должны использовать другие меры, потому что на данный момент мир не предлагает иных решений». Хосе Мухика говорит, что никто на него не давил в принятии этого решения, и все экс-президенты поддержали его. Все они поняли, что все их предыдущие попытки подавить наркобизнес потерпели неудачу. «Потому что хуже чем наркотики, является их распространение и наркобизнес, — поясняет президент. — Наркотики — это болезнь. Я не считаю, что есть какие либо хорошие наркотики, включая марихуану, сигареты и алкоголь. Никакие пристрастия не являются хорошими. Единственное хорошее пристрастие — это любовь, всё остальное — вредно», — делает заключение президент.

Хосе Мухика рассматривает себя как «человек земли» и пацифист.

Он провёл 13 лет в уединённом тюремном заключении. Вот как он описывает свои переживания в то время. «Я прожил много лет в уединении, и мне пришлось искать убежище внутри себя, чтобы противостоять. Человек — сильное животное, когда им движут идеалы. Может быть я немного примитивен. Может быть у меня примитивная сила, продукт моих предков, моего деревенского детства. Факт в том, что мне приходилось придумывать вещи, чтобы не сойти с ума. Заключение сильно на меня повлияло. Они даже хотели лечить меня психиатрически, так как у меня начались галлюцинации. Но когда они прислали ко мне врача, я подумал: «Теперь я уж точно сойду с ума!» Психиатр давал мне много таблеток, и я все их выбрасывал. Но я потребовал, чтобы они позволили мне читать. Семь лет мне не давали читать книги. В итоге они дали мне читать книги по физике и химии, и мой ум опять начал функционировать нормально. Однажды я собрал семь лягушек и поместил их в стакан с водой, чтобы они смогли дышать. Я узнал, что муравьи умеют кричать. Они кричат».

Теперь президент Хосе пытается положить конец длительной 50-летней борьбе между Колумбийским правительством и ополчением. Вот, что он говорит о причине, почему именно он пытается это сделать. «Колумбия имеет самую сильную армию в Латинской Америке, с печально известной поддержкой со стороны Америки, что является помехой в регионе. Со стороны это выгляди как война без решения, или как длинная жертва для целой страны. Но когда появляется президент, который пытается открыть путь к миру, я думаю, что это стоит поддержки. Потому что там очень много боли, и если они будут пытаться свести счета, то война никогда не прекратится. Тут появилась возможность. Я бы чувствовал себя эгоистом, если бы не попытался хоть как то помочь. Оданко, помощь — не означает вмешательство. Я бы не вмешивался, даже если бы меня пригласили. Я мог бы послужить посредником, с моим опытом. Я поддержу призыв правительства к диалогу с повстанческими силами, у которых также есть свои проблемы и свои страхи. Я думаю, что все мы, латиноамериканцы должны помочь».

Сам Хосе Мухика имеет на своём теле раны от 6 пуль, и в прошлом он служил как на стороне повстанцев партизан, так и на стороне правительства, поэтому это ставит его в положение в котором людям легче ему доверять.

Не смотря на то, что Хосе Мухика считает себя атеистом, легализовал аборты и позволил гомосексуальные браки, он посетил Папу римского. На вопрос, что его соединяет с Папой, Хосе отвечает: «Гуманность. Я должен отметить, что этот Папа — особенный персонаж. Я думаю, что он пытается модернизировать последний королевский двор современного мира — Церковь. Он говорит о возвращении к базовым вещам, смирению, компромиссу… Как человека, я его очень глубоко уважаю, но с другой стороны, правда, что я атеист, но я уважаю Католическую Церковь, потому что я латиноамериканец и нас всех объединяют две вещи: язык и история Церкви на этом континенте. Не смотря на то, что Уругвай относительно светская страна, но в Бразилии, Венесуэле, Карибах народ в основном придерживается католической традиции. Я не хочу быть отделен от моего народа».

Президент попросил Папу повлиять на мирность в регионе, так как тот имеет глубокое воздействие на народ, особенно на самых смиренных колумбийских сельских жителей. Церковнослужители имеют силу внести мир в разорванный войной регион.

В свободное время Мухика водит старый трактор, просто для расслабления, а также свой старенький битл 97 года, но только на выходных. Он говорит, что люди тратят пол жизни проводя в пробках на дымных шоссе, водя машины последней марки и покупая ненужные вещи писка последней моды.

«Я не против потребления. Я против растрачивания. Мы должны производить еду для голодных и крыши для тех, кому нужен дом. Мы должны строить школы там где нет школ. Мы должны решать проблему с водой. Если каждый богатый человек имеет 3,4,5 машин, и ему нужно 400 квадратных метров для жилья, и дом на берегу моря и самолёт, чтобы летать туда и обратно, то тогда для всех не достаточно». Хосе продолжает: «Что нам говорит современная наука? Если бы современное человечество потребляло столько же, сколько потребляет средний американец, то нам нужно было бы три Земли, таких как наша, чтобы удовлетворить нужды всех жителей. Это означает, что если мы продолжим выбрасывать вещи, в итоге большая часть человечества никогда ничего не будет иметь». Президент говорит, что та же самая проблема существует и в Уругвае, у некоторых людей огромные вилы в которых они живут 20 дней в году, а у других нет даже ночлега. «Это несправедливо. Я противостою этому миру, и я также являюсь его пленником». На возражение интервьюера, что он не попытался как то изменить ситуацию, Хосе отвечает: «Если бы я попытался навязать своё видение на других, они меня бы убили, я в этом уверен. Мы жалуемся на глобальное потепление, но мы вредим природе производя так много отходов. Мы берём в долг у будущих поколений. Я пытаюсь добиться хотя бы чуть-чуть меньше несправедливости в Уругвае, помочь самым уязвимым, и оставить позади себя политический путь мышления. Нет ничего кратковременного, нет «победы рядом, за углом». Я хочу, чтобы простым людям было лучше. Жизнь коротка. Смысл в том, чтобы другие продолжили этот путь».

Он планирует открыть школу обучающую фермерским техникам, чтобы обучать молодое поколение.

Хосе Мухика — республиканец. Он не боится покидать пост президента. Он говорит, что в философии республиканцев нет лучших или худших. Президент — представляет народ. Он не король, не Господь Бог, не колдун знающий ответы на все вопросы своего племени. Он слуга народа (госслужащий). Поэтому он должен уходить и сменяться. «Я против повторных выборов. Существуют феодальные системы, которые выжили в наших республиках. Поэтому мы расстилаем красные ковры, все эти вещи которые используют короли. Мне не нравятся эти вещи. Я думаю, что идеально жить как большинство людей, которым мы пытаемся служить, и которых представляем».

На вопрос почему США шпионит не только за своими врагами, но и за союзниками, Мухика говорит: «Потому что они очень боятся. Они играли ролько жандарма и создали себе много врагов в истории. У кого много врагов, естественным образом очень боится. Но я не помещаю все США в одним мешок. Люди разные. К счастью число латиноамериканцев растёт. Скоро США станет двуязычной страной. Матки латиноамериканок победят шаг за шагом. Они предрасположены к любви и рожают детей, которые приведут к изменениям в американском обществе. Но это возьмёт время».

Мухика — философ. Он говорит, что путь к счастью лежит в том, чтобы быть честным самим с собой, жить по совести и не навязывать своё мнение другим. Я уважаю свободу других, но и отстаиваю свою собственную свободу. С этим приходит и смелость говорить то, что думаешь, даже когда другие не разделяют твои взгляды. Иногда говорят, что я не дипломатичен. Это потому что я использую язык правды, даже когда ошибаюсь. Когда я ошибаюсь, я публично об этом заявляю».

Примечание: редакция статьи не продвигает какие либо политические взгляды, тем более идеи коммунизма и атеизма. Данная статья является примером гуманизма и против-потребительства на государственном уровне.

The poorest president in the world: Jose Mujica

Вошедший в историю как самый бедный президент мира, глава Уругвая Хосе Мухика проделал долгий путь от партизана революционного движения до популярного политика, первым в мире легализовавшего марихуану и постоянно переосмысливающего демократические ценности. В ноябре в Уругвае пройдут выборы, которые положат конец эре El Pepe, как ласково зовут уругвайцы уходящего президента. Apparat разобрался во взглядах Хосе Мухика и выяснил, чем его не устраивает общество потребления.

Хосе Мухика
президент Уругвая

Хосе Мухика живёт с женой и их трёхлапой чихуахуа Мануэлой в маленьком домике на рабочих окраинах Монтевидео, возле которого растут хризантемы, которые президент продаёт. У Мухика есть 25-летний Volswagen Beetle - уругваец не покупает для себя предметы роскоши и жертвует 90 % своей зарплаты на благотворительность. Во второй половине XX века будущий глава государства был членом леворадикального движения Tupamaros, получил шесть пулевых ранений в схватке с полицией, а затем несколько раз сидел в тюрьме. Заключение сформировало политические взгляды Мухика. Став президентом, он поддерживал идеи свободного рынка, независимость судебной системы и свободу прессы и легализовал однополые браки. Под его руководством Уругвай стал первой страной в Южной Америке, узаконившей аборты, и первой в мире – полностью легализовавшей марихуану. Скромный образ жизни и прямолинейность превратили его в культового политического деятеля за пределами Уругвая. Правда, сами уругвайцы считают его скорее предвестником перемен, нежели решительным правителем, способным что-то изменить. Некоторые критики также отмечают, что политика президента непоследовательна, а его высказывания поверхностны и часто противоречат друг другу.

Люди слишком зациклены на материальных ценностях

Хосе Мухика считает, что наше общество зашло слишком далеко в поддержке культуры потребления. Одержимость материальными вещами лишает людей самого главного – свободы, поскольку они оказываются зависимы от рынка. Если человек всё время работает только для того, чтобы иметь возможность приобретать, то он становится всё менее свободным в своих действиях. Своим примером, как признаётся Мухика, он хочет показать миру, что можно быть счастливым, не возводя на пьедестал материальные блага.

Мы пожертвовали старыми нематериальными богами в пользу единственного Бога Рынка. Он управляет нашей экономикой, политикой, нашими привычками и нашими жизнями, отвечает за наши кредитные карты и курсы валют и создаёт иллюзию счастья. Кажется, мы рождены только для того, чтобы потреблять и потреблять и остаться в конечном итоге неудовлетворёнными, в нищете и самоизоляции.

Приоритетом для общества должно стать потребление полезных вещей

Мухика винит общество потребления в замедлениии прогресса и усложнении наших отношений с материальным миром. Президент уверен, что мы расходуем ресурсы на всё большее количество ненужных вещей. По мнению уругвайского политика, нужно увеличить потребление лишь необходимых благ, избегая при этом растраты энергии, природных ресурсов и времени на создание бесполезных материальных ценностей. Именно поэтому он убеждён, что в сегодняшнем мире нужно бороться не с экологическим кризисом, а с кризисом управления. Это проблема мирового значения, которую не под силу решить одной стране.

Самые богатые страны должны платить, чтобы искоренить бедность во всём мире и приобщить весь мир к потреблению лишь полезных вещей. Это просто нелепо, как много мы тратим впустую и как много бесполезных вещей мы производим, чтобы тут же привести их в негодность, когда где-то на другом конце Земли женщины должны пройти пять километров, чтобы добыть немного пресной воды.

Нужно контролировать процесс глобализации

Мухика не является противником глобализации. Она позволила уругвайским фермерам поставлять продукцию в Китай и спасти многих уругвайцев от нищеты - с 2005 года уровень бедности в Уругвае сократился с 40 до 13 %. В то же время он отмечает, что процесс глобализации должен проходить под постоянным надзором политиков - им стоит брать на себя ответственность за происходящие в мире, а не полагаться на волю рынка.

Сегодня глобализация может быть опасной, поскольку сейчас это процесс управляется исключительно рынком. Нет ни регулирующих норм, ни регулирующего института. Национальные правительства обеспокоены только следующими выборами, в то время как существует ряд глобальных проблем, которые никто не решает.

Политикам разных стран стоит вместе заняться перераспределением благ

В сохраняющемся в мире разрыве между богатыми и бедными Мухика винит рыночные отношения, которые завладели всеми сферами нашей жизни. В то время как компании нацелены лишь на получение прибыли, именно правительства должны распределять блага таким образом, чтобы искоренить бедность.

Сегодня мы можем перерабатывать почти всё. Если бы только мы были более бережливыми и жили по средствам, то уже сейчас семь миллиардов людей на планете могли бы иметь всё необходимое. В этом направлении и должны думать мировые лидеры. Но люди и страны думают каждый за себя в отдельности, забывая о человечестве в целом.

Цифровые технологии породят новую форму демократии

Ещё молодым человеком Мухика повстречал на Кубе Че Гевару, который произвёл на него большое впечатление - бюст кубинского лидера по-прежнему стоит у него дома. Как и его кумир, Мухика не приемлет идеи эксплуатации человеческого труда другими людьми и считает, что общество придёт к более справедливой политической системе. При этом бывший революционер Мухика, в отличие от многих других латиноамериканских лидеров, сумел примирить в себе прагматизм капиталистического мира и идеализм социалистического. Главным плюсом демократии он называет уважение мнения тех, кто мыслит иначе, а как следствие – способность системы меняться. Мухика уверен, что необходимые изменения могут произойти с помощью новых технологий

Демократию нельзя рассматривать как нечто завершённое или идеальное. Есть лишь ход истории, которая никогда не заканчивается. Возможно, именно сейчас, благодаря цифровым технологиям, появляются условия для формирования такой демократии, которую сегодня просто невозможно себе представить.

…но для этого нужно изменить мировоззрение множества людей

Основную проблему Мухика видит не столько в самом устройстве рынка, сколько в образе мышления людей. Человечество уже давно перешло от общества потребления к обществу гиперпотребления. В результате производятся товары с коротким жизненным циклом, которые быстро выбрасываются, и всё начинается сначала - люди оказываются замкнуты в этом порочном кругу. И именно в политиках Мухика видит людей, способных повлиять на человеческое сознание.

Жизнь утекает как песок сквозь пальцы, пока ты работаешь и работаешь, может быть даже сверхурочно, только чтобы приобрести ещё больше. Общество потребления – это двигатель всех этих проблем. Если в нём парализовано потребление – экономические процессы прекращаются, а если экономика больше не функционирует – это призрак застоя, который может сказаться на каждом из нас. Но именно это чрезмерное потребление вредит планете. Эта проблема имеет политическую природу и показывает нам, что необходимо бороться за формирование другой культуры.

Когда люди наконец насытятся, они станут счастливее

Оптимист Мухика верит, что придёт время, когда люди наконец насытятся. Именно тогда они начнут по-другому смотреть на обыденные, казалось бы, вещи. Президент считает, что когда у человека в личном пользовании есть слишком много благ, у него не остаётся времени, что бы просто быть счастливым. Главной задачей экономического развития Мухика видит сохранение главной земной ценности – человеческого счастья.

Мы не просто приходим в этот мир, чтобы просто повзрослеть и измениться. Мы приходим в этот мир, чтобы быть счастливыми. Потому что жизнь коротка и она ускользает от нас. Никакие материальные блага не стоят человеческой жизни, и это самое главное.

Работа на обложке: Willy Verginer

Анна Борисова

С 2010 по 2015 годы Уругвай находился в руках удивительного человека - Хосе Мухика, прозванного «самым бедным президентом в мире». Мухику хорошо охарактеризовало издание Daily Mail: «наконец-то появился политик честный в своих расходах». Этот президент, который широко известен в свое стране под прозвищем Эль Пепе, действительно являет собой пример необычной прямоты и справедливости, что, согласимся, - редкое качество для политика любого толка.
Полное имя Эль Пепе - Хосе Умберто Мухика, он родился в 1935 году, то есть сейчас ему 83 года. Мать - из бедной семьи итальянских иммигрантов, отец - испанец. Отец Хосе владел фермой, но умер, когда мальчику было около пяти лет. Политикой и общественной жизнью Хосе начинает интересоваться рано, в возрасте двадцати пяти лет он вступает в национальное освободительное движение «Тупамарос», представляющее собой левую вооруженную группу, своего рода партизанский отряд, вдохновленный идеями кубинской революции. В 1960-70 гг. члены организации, подобно Робин Гуду, грабили богатых и раздавали добычу беднякам. На совести «Тупамарос» также вооруженные нападения и даже убийства. Хосе Мухика нередко становился активным участником жестоких столкновений, на его теле осталось немалое число шрамов от ранений. Будучи неоднократно арестован, в тюрьме он провел в общей сложности 14 лет. Он совершал побеги, подвергался одиночным заключениям, два года провел в полной изоляции на дне колодца, где, по его собственным воспоминаниям, разговаривал с лягушками, чтобы не сойти с ума.


Из заключения будущий президент был освобожден в 1985 г., когда Уругвай вернулся к демократии. С этого момента берет начало и политическая деятельность Мухики. Известна история, как став депутатом, Хосе подъехал к зданию парламента на скутере Веспа и на вопрос парковщика, надолго ли он прибыл, ответил «надеюсь, что надолго». Чуть позже Мухика становится сенатором, затем министром скотоводства, земледелия и рыболовства. В 2008 г. он официально утвержден в кандидаты на президентский пост Уругвая, а в 2010 г. его избирают президентом страны.


Мухика никогда не скрывал, что именно годы в тюрьме во многом помогли ему сформировать взгляды на жизнь. С приходом в большую политику на смену юношескому пылу Робин Гуда к Мухике пришло понимание, что нужно искать новые методы для борьбы с нищетой и несправедливостью. И начать президент решил с себя. Здесь и зарождается история о «самом бедном» президенте планеты. В Уругвае официальный ежемесячный оклад главы государства - 12500 долларов. Заняв президентское кресло, Хосе сразу заявил, что для жизни ему хватит десятой части этих денег. За словами последовали реальные действия. Мухика ежемесячно отдавал 90% своего дохода на социальные нужды и благотворительность. Став главой государства, он отказывается переехать в президентскую резиденцию и остается жить в маленьком домике на окраине Монтевидео. Домик является собственностью его супруги - Лусии Тополански Сааведра. Лусия во всем поддерживала мужа и в тяжелые годы заключения, и в годы у власти, и сейчас. Долгое время эта женщина была исполняющей обязанности президента, а также членом Конгресса.


Скромный дом президентской четы не имеет даже центрального водоснабжения. Имущество семьи - старый фольксваген да пара тракторов. Охрана президента ограничивалась двумя полицейскими, в шкафу висел единственный парадный костюм для официальных встреч.
Но за этой, казалось бы, эксцентричной аскезой Мухики стоят реальные результаты на государственном уровне. За пять лет его управления страной уровень безработицы снизился почти в два раза, сейчас в Уругвае она считается самой низкой во всей Латинской Америке. Значительно сократилось число бедных. Для правительственных целей, социальных и инфраструктурных проектов выделялись не только бюджетные деньги, но и личные средства главы государства. Например, по инициативе президента каждого школьника страны бесплатно обеспечивают компьютером. Государство также оплачивает образование и устанавливает цены на товары первой необходимости. Расширение гражданских прав при Мухике сопровождалось постоянным ростом ВВП. Уругвай считается самым безопасным и наименее коррумпированным государством в Латинской Америке.


Президент Мухика прославился также своими «либеральными» реформами. Он легализовал однополые браки, аборты и стал первым президентом, снявшим запрет на потребление марихуаны. Все эти меры мировая общественность встречает с особенным воодушевлением, в 2014 г. Мухику даже выдвигают на Нобелевскую премию мира за закон о марихуане. Но сам президент заявляет, что он далек от либерализма и в своей деятельности руководствуется здравым смыслом и заботой о своем народе. Так разрешение марихуаны - вынужденная мера для борьбы с подпольным наркобизнесом. В современную эпоху, когда невозможно игнорировать логику рынка, это своего рода разумное приспособление. В то же время никто не говорит о разрешении полном и повсеместном. Государство получает монополию на торговлю марихуаной, ее потребление не должно превышать разумной нормы, поэтому речь идет об индивидуальных дозах, которые можно будет приобрести в аптеках.
Своей цели Мухика достиг: после того, как марихуана стала общедоступной, популярность героина и кокаина резко упала, Уругвай перестал быть прибыльным местом для развития наркобизнеса.


Снявший запреты с абортов, марихуаны и гомосексуальных союзов, а также называющий себя атеистом, Хосе Мухика, в то же время с большим уважением относится к вековым традициям своей страны и, в первую очередь, к институту католической церкви. После личной встречи с нынешним Папой Франциском, на вопросы журналистов, что общего у него может быть с Понтификом, Эль Пепе ответил, что человечность. Мухика отзывается о Франциске с большим уважением, как об особенном церковном иерархе, стремящимся возвратиться к основам - к смирению и сдержанности, к выполнению обязательств.
Покинув президентский пост, Эль Пепе имел право оставаться сенатором до 2020 г., продолжая участвовать в большой политике и имея приличный оклад. Но он отказывается от этой привилегии и от пенсии сенатора, предпочтя тихую, скромную и размеренную жизнь в своем уютном домике с садом. Супруги Мухика подобрали трехлапую собаку, назвали ее Мануэла и она стала третьим членом семьи. Питаются от своего огорода, возят цветы на продажу, ходят в обычную сельскую поликлинику, где ждут своей очереди на прием. «Я могу жить хорошо с тем, что у меня есть», - повторял и продолжает повторять свое жизненное кредо экс-президент.


Еще летом 2015 г. Мухика выступил на саммите в Рио-де-Жанейро по вопросам устойчивого развития и обеспечения бедных. Сейчас, оставив президентский пост, он продолжает в личной и общественной жизни руководствоваться принципами разумного потребления, в его интервью постоянно всплывает тема возобновляемых источников энергии и переработки отходов. Он крайне обеспокоен тем, что планета не располагает достаточными ресурсами для обеспечения того уровня потребления и трат, который мы имеем. Мухика постоянно подчеркивает, что он не против потребления, но против расточительства. Он осуждает большинство мировых лидеров за «слепую одержимость добиться роста потребления». Считает, что стремление повысить уровень потребления естественно для политика, но речь должна идти о целесообразном потреблении, ведь если человечество научится жить по средствам, каждый сможет иметь все необходимое. Глобализация, по словам Мухики, не может исчезнуть, но должна находиться под постоянным контролем.


Все это может быть достигнуто, размышляет Эль Пепе, лишь при изменении нашего сознания. Именно в этом изменении бывший революционер видит сейчас подлинную революцию. Если в молодости, вдохновленный деятельностью Че Гевары, он стремился к перестройке мира с оружием в руках, с возрастом он пересмотрел свои взгляды. «Революция, - объясняет Мухика, - это не всегда стрельба и насилие. Это, в первую очередь, изменение мышления. В свое время конфуцианство и христианство тоже казались революционными».
Много размышляет «самый бедный президент» и о понятии бедности. Он в корне не согласен с теми, кто прозвал его бедным президентом: «Я бережлив и умерен, но не беден». По мнению Мухики, умеренная жизнь - это философия, а беден тот, кто работает на дорогой образ жизни и всегда хочет большего. У таких людей, продолжает Мухика, не остается времени на себя, на саму жизнь.


Но при этом Мухика никому не навязывает свой образ жизни. «Все не могут жить как я, - объясняет Эль Пепе, - если бы я требовал от всех следовать моему примеру, меня бы просто убили».
Не считая свою жизнь подвигом и обязательным примером для подражания, Мухика не претендует и на абсолютное знание секрета вселенского счастья. Он предупреждает, что рай не строится в одночасье и повсеместно. «Шаг за шагом я стремлюсь добиться меньшей несправедливости в своей стране, помочь тем, кому это нужно», - объясняет бывший президент. И за этими золотыми словами стоят реальные действия, пять лет воплощения сказанного в государственной политике. И пожалуй сейчас, из тишины деревенского домика, слова эти звучат даже еще убедительнее, чем с президентской трибуны.

Если кто-либо и может похвастаться тем, что он подает личный пример аскетизма в эпоху жесткой экономии, то это, несомненно, Хосе Мухика (José Mujica), президент Уругвая, который отказался от государственного дворца в пользу фермерского домика, жертвует большую часть своих доходов на социальные проекты, летает эконом-классом и ездит на стареньком Volkswagen Beetle.

Бывший участник партизанского движения, очевидно, вызывает недовольство у тех, кто считает его «самым бедным президентом в мире», но 78-летний лидер, который предпочел бы, чтобы другие люди тоже начали вести более умеренный образ жизни, проработал в сфере политики достаточно долго, чтобы осознавать глупость попыток стать для кого-то моделью поведения.

«Если бы я попросил людей жить так, как живу я сам, они бы меня убили», — заметил Мухика во время интервью, которое он дал в своем уютном маленьком доме, расположенном посреди хризантемовых полей недалеко от Монтевидео.

Президент Уругвая в прошлом был членом партизанского движения Тупамарос, которое в 1970-х годах получило известность в связи с серией ограблений банков, похищений людей и передачей украденных продуктов питания и денег бедным. Он был шесть раз ранен в столкновениях с полицией, провел 14 лет в тюрьме, где долгое время был вынужден жить в нечеловеческих условиях.

С момента вступления в должность президента Уругвая в 2010 году он уже успел заслужить одобрение представителей многих стран за то, что старается жить по средствам, отвергает роскошь и проводит политику в пользу легализации однополых браков, абортов и конопли, что позволило Уругваю завоевать звание самого либерального государства Южной Америки.

Похвалы в его адрес доносятся с самых разных сторон политического спектра. Мухика, возможно, является единственным левым лидером на планете, который получил одобрение издания , назвавшего его надежным и харизматичным лидером в одной из своих статей под названием «Наконец появился политик, который честен в своих расходах» («Finally, A politician who DOESN"T fiddle his expenses»).

Однако человек, который также широко известен как Пепе, утверждает, что люди, считающие его бедным, неверно понимают суть богатства. «Я не самый бедный президент. Самым бедным является тот, кому для жизни нужно слишком много, — говорит он. — Мой образ жизни — это следствие моих ран. Я сын своей истории. Прежде я часто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете просто потому, что у меня был матрас».

В своем доме Мухика живет с женой, Лусией Тополански (Lucía Topolansky), членом Конгресса, которая некоторое время назад была исполняющей обязанности президента.

Когда я приближался к дому, в котором проживает президент с женой, я заметил, что их безопасность обеспечивали только двое охранников, сидящих в машине, припаркованной на ведущей к дому дороге, и хромая собака по имени Мануэла.

Меня удивило то, что Мухика производит впечатление совершенно неэлегантного человека. Этот фермер с кустистыми бровями, в поношенной одежде и старой обуви, который спустился с крыльца своего скромного дома, напомнил мне престарелого Бильбо Бэггинса (Bilbo Baggins), высунувшегося из своей норы, чтобы отругать навязчивого гостя.

Во время беседы от него исходит смесь теплоты и вздорности, идеалистической веры в потенциал человечества и усталость от современного мира — по крайней мере, того мира, который находится за пределами его скромных владений.

Он гордится своей родиной, которая считается самым безопасным и наименее коррумпированным местом в регионе, и называет Уругвай «островком беженцев в мире сумасшедших».

Уругвай гордится своими социальными традициями. Правительство устанавливает цены на такие товары первой необходимости, как молоко, и бесплатно предоставляет компьютеры и образование каждому ребенку.

Ключевые энергетические и телекоммуникационные отрасли национализированы. При предшественнике Мухика Уругвай занял первое место в мире по попыткам ограничить потребление табачной продукции. Ранее на этой неделе в Уругвае был принят самый радикальный законопроект, согласно которому государство получает право легально производить, распределять и продавать марихуану.

Подобные действия — наряду с другими прогрессивными законами, касающимися однополых браков и абортов — заслужили похвалу и укрепили репутацию Уругвая, как либерального государства. Однако Мухика отвергает этот ярлык точно так же, как он отвергает ярлык «самого бедного президента».

«Моя страна не слишком открыта. Эти меры являются вполне логичными, — сказал он. — Что касается легализации марихуаны, здесь речь идет вовсе не о том, чтобы стать более либеральной страной. Мы просто хотим, чтобы наркоманы перестали пользоваться услугами подпольных дилеров. Однако мы готовы также ограничить их право на курение, если они превысят разумные нормы потребления марихуаны. Это как с алкоголем. Если вы выпиваете по бутылке виски в день, к вам нужно относиться, как к больному человеку».

По его мнению, возможности Уругвая по улучшению общества ограничены силой мирового капитала.

«Я устал от того, как все складывается. Мы живем в эпоху, когда просто невозможно игнорировать логику рынка, — объясняет он. — Вся современная политика построена на краткосрочном прагматизме. Мы отреклись от религии и философии… Все, что нам осталось, это автоматизация действий, которые диктует нам рынок».

Президент Уругвая живет по средствам и в своей политике продвигает идею использования возобновляемых источников энергии и переработки отходов. На конференции Rio+20, организованной ООН в 2012 году, он выступил с резкой критикой «слепой одержимости» идеей достижения экономического роста путем увеличения уровня потребления. Однако учитывая то, что экономика Уругвая развивается со скоростью более 3% в год, Мухика с некоторой неохотой признает, что он должен продвигать идею материальной экспансии. «Я президент. Я вынужден бороться за создание новых рабочих мест и новые инвестиции, потому что потребности людей растут, — говорит он. — Я стараюсь увеличить уровень потребления, но при этом снизить уровень нецелесообразного потребления… Я против бессмысленной траты — денег, ресурсов, времени. Мы должны создавать вещи, которые смогут просуществовать долгое время. Это идеал, но нам вряд ли удастся воплотить его в реальности, потому что мы живем в эпоху накопления».

Когда я спросил его о том, в чем он видит решение этого противоречия, президент признал, что у него нет ответов, однако, как бывший марксист, он добавил, что поиски этого решения должны лежать в сфере политики. «Сегодня мы можем перерабатывать практические все. Если бы мы жили по средствам — то есть были бы бережливыми — то 7 миллиардов человек, живущих на планете, могли бы иметь все, что им нужно. И глобальная политика должна развиваться именно в этом направлении, — объясняет он. — Однако мы мыслим, как народы и страны, а не как человеческий вид».

Мухика и его жена с удовольствие рассказывают о своих встречах с Че Геварой, кроме того президент предполагает, что, вероятнее всего, он является последним действующим лидером, который встречался с Мао Цзэдуном, и он испытывает смешанные чувства по поводу недавних волнений и протестов в Бразилии, Турции, Египте и других странах. «Мир всегда будет нуждаться в революции. Но революция далеко не всегда предполагает стрельбу и насилие. Революция — это когда меняется ваше мышление. В свое время конфуцианство и христианство тоже казались революционными», — добавляет он.

Между тем, он весьма скептически относится к демонстрациям, за организацией которых стоят социальные сети и которые быстро сходят на нет, не успев создать ничего стоящего. «Вероятнее всего, эти протестующие, в конце концов, будут работать на многонациональные организации и умрут от современных болезней. Надеюсь, я ошибаюсь».

Жизненный путь

Ранения, арест, тюрьма и президентский пост

1969 год: Активный член революционной группы Тупамарос, которая завоевала репутацию наследницы дела Робина Гуда, грабя автофургоны и банки и раздавая продукты и деньги бедным.

1970 год: Впервые арестован. Бежал из тюрьмы Пунта-Карретас. В многочисленных столкновениях с сотрудниками служб безопасности получил множество ранений.

1972 год: Снова попал в тюрьму. Пробыл в тюрьме более 10 лет, в том числе два года в одиночном заключении на дне шахты, где он разговаривал с лягушками и насекомыми, чтобы не сойти с ума.

1985 год: В Уругвае была восстановлена конституционная демократия, и Мухика вышел из тюрьмы по амнистии.

1994 год: Был избран депутатом и приехал к зданию парламента на скутере Vespa. Удивленный парковщик спросил его: «Вы надолго приехали?» Мухика ответил ему: «Надеюсь, что надолго».

2009 год: Одержал победу на президентских выборах. В день победы единственной его фразой стало: «Несмотря на все эти пустые слова, мир не изменится». В своей политике приблизился скорее к стилю левоцентристских администраций Лулы в Бразилии и Бачелет в Чили, чем к стилю левых лидеров, таких как Уго Чавес.

2012 год: Прославился своей речью на конференции ООН, в которой призвал к борьбе с чрезмерным потреблением, которое разрушает окружающую среду. «Причиной является та модель цивилизации, которую мы создали. И сегодня мы должны пересмотреть наш образ жизни».

2012 год: Объявил о том, что президентский дворец станет убежищем для бездомных. Сам Мухика в это время жил в маленьком фермерском домике на окраине Монтевидео.

2013 год: Правительство Мухики добилось одобрения в Конгрессе самого прогрессивного в мире закона о легализации марихуаны. «Речь не о том, чтобы стать свободными и открытыми. Это вполне логичный шаг. Мы хотим, чтобы наркоманы перестали пользоваться услугами подпольных дилеров», — говорит он.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.