Казалось бы, какие сложности могут возникнуть в том, как отражать в управленческом учете транспортные расходы?

Однако на практике я постоянно сталкиваюсь с тем, что даже те компании, у которых управленческий учет давно уже есть, не всегда могут правильно учитывать транспортные расходы.

На самом деле все, как всегда, просто.

Правильный учет транспортных расходов зависит только от того, насколько верно или неверно вы их классифицируете. Все!

Все ошибки в управленческом учете - из-за неправильной классификации (интерпретации) тех или иных транспортных расходов, а также из-за того, что некоторые расходы, относимые на «транспортные», по сути, транспортными расходами не являются.

Самая распространенная ошибка – относить на транспортные расходы все, что так или иначе связано с транспортом, машинами, проездом, а это не так.

Запомните: не все расходы, связанные с транспортом, являются транспортными! Ниже я расскажу об этом.

Существует всего 3 группы транспортных расходов:

  1. Транспортные расходы, относимые на себестоимость товара (сырья и материалов).

    Это все расходы, связанные с доставкой товара (сырья и материалов) от поставщика до НАШЕГО склада. Под эти расходы выделяется отдельная статья в БДДС (БДР), которая может называться, например, «Заготовка и доставка товара до склада» . Эта статья детализируется на подстатьи (по тем расходам, связанным с доставкой товара до склада, которые у вас есть):

  • таможенное оформление и доставка – платежи таможенным брокерам за таможенное оформление товара;
  • транспортно-экспедиторские услуги — услуги сторонних транспортных компаний по доставке товара, сырья и материалов до склада;
  • погрузо-разгрузочные работы – услуги сторонних транспортных компаний (или сторонних грузчиков), нанятых для погрузки-разгрузки товара на наш склад (ВНИМАНИЕ: услуги собственных грузчиков тут ни при чем. Мы им за это зарплату платим. А это уже наши расходы на персонал, а не себестоимость товара).
  • хранение товара – относятся расходы по хранению товара на таможне до прохождения таможенной очистки, в т.ч. демеридж (аренда) контейнеров;
  • страхование перевозки грузов – платежи сторонней страховой компании за страховку груза при его доставке до нашего склада;
  • оформление логистических документов: сертификатов, свидетельств на товар, т.п., в том случае, если они увеличивают себестоимость товара;
  • штрафы, плата за простой – например, штраф за простой контейнера на таможне в связи с задержкой растаможки, ложится на себестоимость той партии товара, которая в этом контейнере находится;
  • прочее – прочие расходы, которые ложатся на себестоимость товара при его доставке до нашего склада, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.

А вы консультируетесь при выделении статей в управленческом учете, в частности, по расходам относимым на себестоимость, и, в частности, по транспортным, с Главным бухгалтером? Нет? Нууу… это неправильно. Поверьте мне, ваша бухгалтерия давно уже разобралась, что формирует у вас себестоимость товара (сырья, материалов), а что нет.

Если при доставке товара до склада используется собственный транспорт, то в управленческом учете расходы на содержание этого транспорта можно относить на себестоимость товара. Целесообразно делать это в 2-х случаях:

  • если указанный собственный транспорт используется ТОЛЬКО для доставки товара до склада и больше нигде. В противном случае, сложно будет делить расходы на те, которые к себестоимости относятся и те, которые к ней отношения не имеют.
  • Если экономический эффект от отнесения затрат по собственному транспорту на себестоимость выше затраченного на это времени.

Здесь также нелишним будет проконсультироваться с бухгалтерией. Зачем нам принципиальные существенные расхождения между порядком учета транспортных расходов в бухгалтерском и управленческом учете? Зачастую это вовсе неоправданно.

  1. Транспортные расходы по доставке товара, относящиеся к коммерческим расходам.

Это самая интересная группа. Чаще всего ошибки случаются при принятии решения об отнесении транспортных расходов к первой, вышерассмотренной, и к этой группе.

К коммерческим транспортным расходам относятся следующие:

  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом до клиента,
  • расходы по доставке товара собственным или арендованным транспортом в филиалы,
  • транспортные расходы, связанные с перемещением товара со склада на склад (внутренняя доставка).

В бюджете под эти расходы можно выделить следующие статьи:

Статья «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» – без детализации на подстатьи, т.к. расходы по этой статье, как правило, не бывают слишком велики в сравнении с расходами по другим статьям.

Статья «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» с детализацией на подстатьи:

  • транспортно-экспедиторские услуги — оплата услуг транспортных компаний при доставке товара до клиента. Если товар до клиента везем собственным транспортом, то расходы на содержание этого транспорта правильнее учитывать в следующей (третьей) группе статей;
  • погрузо-разгрузочные работы – оплата услуг сторонних компаний или грузчиков при погрузке-разгрузке товара, доставленного клиенту или в филиал;
  • экспертиза груза – оплата услуг сторонних компаний по экспертизе груза при его доставке клиенту;
  • страхование перевозки грузов – оплата страхования груза при его перевозке до клиента или в филиал;
  • штрафы, плата за простой – при доставке груза клиенту или в филиал;
  • прочее – прочие расходы при доставке груза клиенту или в филиал, под которые нецелесообразно выделять отдельную подстатью.

Может показаться, что указанные подстатьи дублируют подстатьи, выделенные выше в статье «Заготовка и доставка товара до склада». Однако это не так!

На семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?" я подробно рассказываю, как грамотно выделять статью БДДС. И обращаю внимание на то, что от того, в каком разделе БДДС находится статья и от того, как она называется, пользователям однозначно должно быть понятно, какие расходы на нее относить. Т.е. статья «Заготовка и доставка товара до склада» находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Оплата товаров, работ, услуг».

Статьи же «Внутренняя доставка (перемещ. товара со склада на склад)» и «Доставка товара потребителям (в т.ч. филиалам)» находятся в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности», но относятся в группе статей «Коммерческие расходы».

Неправильно относить на себестоимость транспортные расходы, перечисленные во второй группе! Это не только искажает (уменьшает) валовую прибыль, но и существенно усложняет (тормозит) расчет себестоимости.

На практике это означает, что себестоимость в управленческом учете может формироваться с опозданием на месяц.

  1. Третья группа транспортных расходов – это расходы на содержание личного транспорта учредителей или разъездного транспорта, используемого в служебных целях.

Данная группа транспортных расходов находится в БДДС в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится либо к группе статей «Административно-управленческие расходы» либо «Коммерческие расходы». Тут уж решайте сами, в какую группу их лучше включить.

Если вы будете отделять расходы на содержание личного автотранспорта учредителей от расходов на транспорт, используемый для разъездов в служебных целях, то тогда можно включить учредителей – в группу «Административно-управленческих расходов», а разъездной – в «Коммерческие». Но принципиальной важности в том, в какую группу (АУР или коммерческих) расходов включить транспорт учредителей и разъездной нет. Поэтому чтобы не усложнять бюджет, лучше сделать одну статью «Расходы на содержание служебного автотранспорта» в разделе «Коммерческие расходы». Принципиально ВАЖНО отделить транспортные расходы, влияющие на себестоимость, от коммерческих транспортных расходов и затем от «всех остальных» транспортных расходов. И принципиально ВАЖНО «все остальные» правильно классифицировать по смысловой нагрузке дальше.

Итак, в БДДС нужна статья «Расходы на содержание служебного автотранспорта», которая может быть детализирована на следующие подстатьи:

  • топливо
  • расх. материалы, ремонт, ТЭО, мойка
  • гаражно-стояночные услуги
  • страхование, сигнализация
  • прочее.

Таким образом, мы закончили с транспортными расходами.

А что делать с расходами на проезд на поезде, самолете и т.д.? – спросите вы. В какие транспортные расходы их включать?

А куда относить расходы на оплату проезда курьеров?

А куда относить расходы на оплату компенсации за проезд сотрудников, например, проездные на метро?

Все очень просто. Это все разные расходы. Расходы, связанные с транспортом, но… они никакого отношения не имеют к уже рассмотренным нами 3-м группам транспортных расходов.

Это очень важно понять! Расходы на билеты на поезд, самолет, проездные курьерам и т.д. НЕ ДОЛЖНЫ увеличивать ни одну из статей/подстатей, рассмотренных в 3-х группах. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!

Так куда же их относить?

Расходы на проезд поездом, самолетом и т.п. связаны ведь с командировками? Значит, они должны увеличивать расходы по статье «Командировочные расходы» и относиться на подстатью «проездные документы, в т.ч. проезд курьеров». В данном случае и все перемещения курьеров, связанные с разъездным характером их работы, рассматриваются как «местные командировки».

А вот если вы регулярно определенным категориям сотрудников компенсируете расходы на проезд до офиса в виде, например, оплаченного на месяц проездного на общественный транспорт, то такие расходы в управленческом учете правильно классифицировать как «Расходы на персонал». Ведь они увеличивают общие расходы компании на персонал, так? Не транспортные! А расходы на содержание персонала. Чувствуете разницу? И могут рассматриваться как элемент компенсационного («социального», как его еще называют) пакета, наряду с компенсацией расходов на мобильную связь, даже если официально у вас в компании такого пакета нет. Кстати, и с мобильной связью тоже аккуратнее. Если вы на ежемесячной основе компенсируете определенным категориям сотрудников расходы на мобильную связь в рамках установленных сумм или лимитов, то это увеличивает ваши расходы на персонал: компенсационный (социальный) пакет. А вот если вы оплачиваете сотруднику мобильную связь только во время его нахождения в командировке, то, извините, это увеличивает командировочные расходы компании.

Понятно? Еще раз. Если вы оплачиваете проездной на месяц для курьера, то эти расходы увеличивают расходы компании по статье «Командировочные расходы», которая может иметь следующие подстатьи:

  • проездные документы, в т.ч. проезд курьеров
  • проживание
  • суточные
  • моб. связь и телефонные переговоры в командировке
  • прочее.

Сама статья «Командировочные расходы» находится в разделе «Расходы по основной деятельности» и относится к группе статей «Коммерческие расходы».

Если вы ежемесячно оплачиваете проездные для «льготных» категорий сотрудников, то это увеличивает ваши расходы на персонал: раздел «Расходы по основной деятельности», группа статей «Расходы на персонал» или «Социальный пакет», соответствующая статья или подстатья.

С транспортными расходами все. Вопросы можете задавать здесь.

Подробно об этом и многое другое Вы можете узнать на семинаре "Управленческий учёт: с чего начать?" . Ближайшие даты и стоимость. Программа семинара. Отзывы.

А хотите узнать, как сократить расходы на канцтовары?

Возврат к списку статей

Контрольная работа

по дисциплине: «Бухгалтерский учет в отраслях»

Тема: «Транспортные расходы и расходы на рекламу: учет у предприятий торговли»

Выполнил слушатель группы №

Проверил преподаватель

1. Учет транспортных расходов по приобретению товаров

1.1. Транспортные расходы включаются в себестоимость товара 3

1.2. Транспортные расходы относятся на издержки обращения 4

2. Учет транспортных расходов по сбыту товаров. 5

2.1. Доставка товаров силами транспортной компании 5

2.2. Доставка товаров собственным транспортом 7

Литература 13

1. Учет транспортных расходов по приобретению товаров.

К транспортным расходам относятся оплата услуг сторонних организаций за перевозки товаров, оплата услуг организация по погрузке и выгрузке товаров, плата за экспедиционные услуги, стоимость материалов, использованных на оборудование транспортных средств.

Одним из условий договора купли-продажи (поставки) товаров является порядок распределения транспортных расходов между сторонами этого договора. Иными словами, в зависимости от условий заключенного договора затраты по транспортировке товаров может нести как продавец (поставщик), так и покупатель.

Если условиями договора предусмотрено, что транспортные расходы осуществляются за счет предприятия-покупателя, то такие расходы относятся к затратам по заготовке и доставке товаров.

№ 1-550/32-2, организации торговли могут по собственному выбору (в зависимости от принятой учетной политики) отражать указанные затраты в учете одним из следующих способов:

— затраты по заготовке и доставке товаров включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров и учитываются в составе стоимости товарных запасов на счете 41 «Товары»;

— затраты по заготовке и доставке товаров отражаются на счете 44 «Издержки обращения» в составе издержек обращения.

В зависимости от того, какой метод отражения в учете затрат по заготовке и доставке товаров выбрало торговое предприятие, будет различаться и порядок учета транспортных расходов.

1.1 Транспортные расходы включаются в фактическую себестоимость товаров.

№ 25н, материально-производственные запасы (в том числе и товары) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом фактической себестоимостью товаров признается сумма фактических затрат на их приобретение (за исключением НДС и других возмещаемых налогов).

Помимо сумм, уплачиваемых поставщику, фактическими затратами на приобретение товаров, в частности, могут быть следующие виды расходов:

— затраты по заготовке и доставке товаров до места их хранения (в том числе и транспортные расходы);

— -вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;

— оплата консультационных и информационных услуг, используемых для приобретения товаров;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Таким образом, транспортные расходы при использовании этого варианта учетной политики, как уже отмечалось, являются одной из составных частей фактической себестоимости товаров.

Формирование фактической себестоимости товарных запасов осуществляется на счете 41 «Товары» . При этом в учете торгового предприятия могут делаться следующие проводки:

Д41 К60 — отражена стоимость оприходованных товаров в ценах поставщика;

Д19 К60 — учтен НДС по оприходованным товарам;

Д 41 К60 (76) — включены расходы, связанные с приобретением товаров (расходы по заготовке и доставке товаров, расходы по уплате вознаграждения посреднической организации, с помощью которой приобретены товары, и т. п.), в фактическую себестоимость приобретаемых товаров;

Д19 К60 (76) — учтен НДС по расходам, связанным, с приобретением товаров.

Однако на практике бухгалтерия торгового предприятия получает информацию для формирования фактической себестоимости товаров неодновременно. Так, например, счета от транспортной компании могут поступать в бухгалтерию уже после того, как товары фактически оприходованы на склад торговой фирмы. При этом разрыв во времени может быть весьма значительным. Поэтому для формирования фактической себестоимости товаров рекомендуется использовать счет15 «Заготовление и приобретение материалов» субсчет «Формирование фактической себестоимости товарных запасов». В учете делаются следующие проводки:

Д15 (субсчет «Формирование факт. себестоимости тов. запасов») К60 цена поставщика включена в фактическую себестоимость товарных запасов;

Д19 К60 — учтен НДС по оприходованным товарным запасам;

Д15(субсчет «Формирование факт.

себестоимости тов. запасов») К60 (76) расходы, связанные с приобретением товаров, включены в их фактическую себестоимость;

Д19 К60 (76) — учтен НДС по расходам, связанным с приобретением товаров;

Д41 К15(субсчет «Формирование факт. себестоимости тов. запасов») — отражена фактическая себестоимость товаров.

Часто товары разного ассортимента доставляются на предприятия торговли одним и тем же транспортным средством. В таких случаях для включения транспортных расходов в фактическую себестоимость получаемых товаров эти расходы необходимо распределить между видами получаемых товаров. Такое распределение может производиться, например, пропорционально стоимости приобретаемых товаров.

1.2 Транспортные расходы относятся на издержки обращения.

Как известно, особенностью торговли является наличие затрат, подлежащих распределению между реализованными и нереализованными товарами.

Такие затраты относятся на счет 44 в полном объеме, но списываются на себестоимость пропорционально реализованным товарам. К этим затратам относятся транспортные расходы (то есть расходы по заготовке и доставке товаров) и проценты за банковский кредит.

Таким образом, в случае отражения транспортных расходов на счете 44 списанию в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» подлежит разница между суммой всех фактически произведенных расходов по доставке приобретенных товаров и суммой этих расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец отчетного периода.

Сумма расходов по доставке закупаемых товаров, подлежащая списанию на себестоимость в отчетном месяце, исчисляется по следующей методике.

1. Суммируются транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало месяца, и транспортные расходы, произведенные в отчетном месяце.

2. Определяется сумма товаров, реализованных в отчетном месяце, и остатка товаров на конец месяца.

3. Делением суммы издержек обращения, определенной в пункте 1, на сумму реализованных и оставшихся товаров, определенную в пункте 2, рассчитывается средний процент транспортных расходов по отношению к общей стоимости товаров.

4. Умножением стоимости остатка товаров на конец отчетного месяца на средний процент указанных расходов определяется сумма этих расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца.

5. Определяется разница между суммой всех фактически произведенных транспортных расходов и суммой этих расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, - эта разница и подлежит списанию с кредита счета 44 в дебет счета 46.

2. Учет транспортных расходов по сбыту товаров

Во взаимоотношениях с покупателем любое торговое предприятие выступает в роли поставщика (продавца) товаров. При этом заключаются договоры купли-продажи или поставки.

При документальном оформлении транспортных расходов, связанных с исполнением договора поставки или купли-продажи товаров, наиболее важными моментами являются следующие:

— в договоре должно быть определено, какая из сторон несет расходы по доставке товаров;

— документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены (не фиктивны), являются соответствующие товаросопроводительные документы.

Если в договоре установлено, что расходы по транспортировке товаров несет поставщик, то при их доставке до склада покупателя (или другого пункта, установленного договором) торговая фирма может либо воспользоваться услугами специализированной транспортной компании, либо использовать собственные транспортные средства

2.1. Доставка товаров силами транспортной компании.

Если услуги по сбыту товаров оказывает транспортная компания, то условиями договора может быть предусмотрено, что:

— расходы по транспортировке товаров осуществляются за счет поставщика и не возмещаются покупателем;

— расходы по транспортировке товаров, понесенные поставщиком, возмещаются покупателем.

Транспортные расходы не возмещаются покупателем

В соответствии с Положением о составе затрат расходы, связанные со сбытом товаров, включаются в издержки обращения. К таким затратам, в частности, относятся расходы по доставке реализуемых товаров до пункта, обусловленного договором. Следовательно, если расходы по транспортировке товаров осуществляются за счет поставщика и не возмещаются покупателем, то они относятся поставщиком на счет 44 «Издержки обращения».

При этом поставщик учитывает транспортные расходы при определении себестоимости товаров и не выделяет их отдельной строкой в счете-фактуре и других товаросопроводительных документах. Затраты по доставке участвуют в формировании отпускной цены товаров и соответственно покрываются выручкой от их реализации. А в учете поставщика делаются проводки:

07.12.2016

В понятие транспортной услуги включены любые действия, связанные с перемещением груза в пространстве . Причем речь идет не только самой транспортировке товара, но и обо всех других мероприятиях, которые необходимы для подготовки груза и транспорта к перевозке.

Основные виды транспортных услуг:

    перевозка;

    выгрузка, погрузка, перегрузка и другие погрузочно-разгрузочные операции;

    хранение товаров;

    действия по подготовке транспорта к маршруту;

    аренда и прокат транспорта;

    экспедиционные услуги;

    ремонт транспорта;

    перегон транспорта к месту погрузки товара;

    любые дополнительные операции необходимые для перевозки грузов.

Кроме того, все перечисленное транспортные услуги могут быть качественно выполнены, если соблюдены все требования по маркетингу, бухгалтерскому сопровождению, страхованию и другим аспектам.

Основные определения транспортных услуг

Также транспортные услуги подразделяются на: перевозочные и не перевозочные . Если услуга будет оказана другим предприятиям и организациям, не имеющим отношения к транспорту, то она будет называться внешней . В том случае, когда в услугах нуждаются организация транспортной отрасли, то какие услуги являются внутренними . Исходя из характера услуги, она может быть: технологической, коммерческой, информационной .

Исходя из вида транспорта услуги можно разделить на:

Перевозки также подразделяются на дальние и местные. Дальние перевозки бывают:

    международные и внутригосударственные ;

    линейные и чартерные;

    унимодальные и мультимодальные.

При этом следует учесть, что при организации международных перевозок грузов, транспортные услуги, виды и правила могут существенно отличаться от внутригосударственных .

Ведь именно в этом случае важно добиться урегулирования всех международных договоров и правил разных стран. Здесь также большое значение имеет быстрая организация прохождения государственной границы, в рамках которой все товары и грузы должны пройти пограничный, таможенный, санитарный и другие специальные виды контроля.

Как известно, для эффективного распределения товара и высокого качества транспортного обслуживания необходимо, чтобы все виды транспортных услуг, связанные с самой перевозкой , были проведены быстро и эффективно . Для этого важно, чтобы на каждом этапе транспортировки был обеспечен нужный уровень сервиса и материально-технического оснащения.

Все эти требования полностью соблюдаются только на предприятиях, обладающих развитой складской системой и современной погрузочно-разгрузочной техникой. Помимо этого, важен уровень обеспеченности предприятия электронными средствами информации и управления.

Но такое возможно только в рамках в солидной логистической компании, иначе затраты на транспортировку груза будут неимоверно велики. Вот почему большинство предприятий для транспортировки грузов прибегают к помощи опытных логистов и пользуются арендой складских помещений, представляемой крупными транспортными компаниями.

Транспортные расходы

Транспортные расходы являются одной из важных статей расходов в любой строительной организации, поэтому необходимо их корректное документальное сопровождение. Они содержат в себе все издержки, связанные с доставкой товаров от продавца или завода изготовителя к покупателю. Транспортные расходы могут состоять только из услуги, если используется доставка сторонней организацией, ну а если доставка осуществляется силами сотрудников организации, то в этом случае они аккумулирует в себе выплату заработной платы водителю, начисление страховых взносов, амортизация автомобиля, закупка топлива.

Какие документы необходимы для обоснования транспортных расходов?

В зависимости от способа осуществления доставки меняется и документальное обоснование.

В соответствии с п. 6 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272 (далее - постановление № 272), которое регулирует процесс доставки на автомобиле, основным документом является транспортная накладная, которая является неотъемлемой частью договоров о перевозке материалов и оборудования. В ней указываются сведения:

  • о сторонах сделки;
  • товаре;
  • сопроводительных документах (приводится их перечень);
  • автомобиле;
  • месте и дате погрузки/разгрузки товара;
  • сроках доставки;
  • прочая информация, указанная в приложении 4 к постановлению № 272.

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» от 15.04.2011 № 272, приложение 4 - транспортная накладная.

Отметим, что ранее, чем ТН, была введена товарно-транспортная накладная формы 1-Т (далее - ТТН), утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, которая может применяться и в настоящее время.

Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, форма 1-Т.

При перевозке железнодорожным транспортом таким документом выступает транспортная железнодорожная накладная (ст. 2 закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

При воздушных и речных перевозках также будут действовать свои накладные: авиагрузовая или речная.

Транспортировка же некоторых видов материалов зачастую требует составления сметы, из которой видно, как формируются данные расходы. В частности, использование сметы осуществляется строительно-подрядными организациями для корректного исчисления стоимости доставки с учетом как характеристик поставляемого материала, так и способа ее организации.

В п. 4.59 постановления Госстроя России «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции» (с приложением МДС 81-35.2004) от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004) определены особенности калькуляции транспортных расходов строительных материалов.

Так, в смете осуществляется калькуляция транспортных расходов исходя из:

  • вида транспортного средства;
  • тарифа отправки;
  • пунктов отправления и прибытия;
  • расстояния, которое преодолел транспорт для доставки;
  • прочих условий, влияющих на доставку.

В п. 4.60 МДС 81-35.2004 предусмотрено, что если калькуляцию произвести нет возможности, то расчет доставки может быть произведен с применением нормативов, установленных для каждого конкретного случая, а в случае их отсутствия - в размере 3–6% от отпускной цены.

Но стоит отметить, что стоимость транспортных расходов дополнительно учитывается только для материалов и оборудования, которое учитывается не по сборнику базисных цен из нормативной базы. Например, для базы Ярославской области в технической части сборников на материалы написано, что в стоимость материалов и оборудования уже входит транспортировка в размере 30 км, а доставка сверх того должна учитываться уже дополнительно.

В нормативных базах дополнительно содержаться сборники на погрузо- разгрузочные материалы, а так же транспортировку грузов, как автомобильным, так и железнодорожным транспортном.

Сметные цены на перевозку грузов автотранспортом определяются на 1 тонну груза и устанавливаются для условий перевозки бортовыми грузовиками и самосвалами с различной грузоподьемностью, расценки на перевозку грузов зависят от класса груза перевозимых товаров. Для классификации грузов, перевозящихся автомобильным транспортом, предусмотрена специальная обширная таблица. Если груз в имеющейся номенклатуре и классификации не предусмотрен, то при расчете сметы на транспортные услуги (на этапе определения провозной платы) используется класс груза, подсчитанный в соответствии с фактической степенью использования грузоподъемности автомобиля. Для данного подсчета также установлены свои коэффициенты соотнесения.

В стоимость входит – простой автомобильного транспорта в местах погрузки и выгрузки, пробег автотранспорта между местами погрузки и разгрузки, пробег от АТП до пункта первой погрузки, от пункта разгрузки до АТП. Стоимость погрузо-разгрузочных работ дополнитеьно учитывается расценками из нормативной базы, за исключением выгрузки из кузова самосвала.

Холостой пробег грузовиков от АТП до места выполнения работ и их возвращение в конце смены дополнительно учитывать при формировании сметных цен на перевозку грузов нужно в тех случаях, если пункт первой погрузки и последней выгрузки находится за пределами населенного пункта, в котором располагается автотранспортное предприятие.

Если автомобили направляются для выполнения работ за пределы мест их постоянного нахождения, то в процент транспортных расходов в сметах закладывается также оплата их пробега от места нахождения АТП до пункта назначения и обратно. В отдельных случаях здесь может предусматриваться перевозка транспорта и обслуживающего его персонала на водном или железнодорожном транспорте.

Что же делать тем, кто пользуется территориальной сметной-нормативной базой, в которой отсутствуют данные расценки? Использовать транспортную схему? В этом случае необходимо обратиться в ваш проверяющий орган в области, например РЦЦС. Для некоторых областей используются расценки на перевозку и погрузку из федеральной сметно-нормативной базы, а некоторые берут расценки из прошлой редакции базы территориальной, данную информацию вы должны уточнить дополнительно.

Но существует негласная практика когда заказчик сам устанавливает свои % транспортных расходов, в этом случае вы должны прописывать всю необходимую информацию в договоре.

В чем особенности отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете?

Произведенные транспортные расходы в бухгалтерском учете имеют 2 способа отражения:

  • включаются в фактическую себестоимость товаров (п. 6 ПБУ 5/01);
  • признаются расходами на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).

Также отметим, что если доставка осуществляется личным транспортом, то в учете необходимо отнести к транспортным расходам издержки:

  • по заработной плате сотрудника, доставившего товар;
  • взносам во внебюджетные фонды, начисленным с его заработной платы;
  • топливу;
  • амортизационным отчислениям автомобиля;
  • прочим расходам.

В бухгалтерском учете порядок списания транспортных расходов, необходимо закрепить в учетной политике. Непосредственно списание расходов следует производить путем их распределения между:

  • товарами, реализованными в течение месяца,
  • остатком товара на конец месяца.

И как под итог хотелось бы сказать, что при планировании транспортных расходов, осуществляемых сторонними организациями, расходов, возмещаемых при использовании личного автотранспорта, а также при заключении договора аренды транспортного средства следует учитывать:

размер возмещения расходов за использование личного автомобиля в служебных целях, установленный в организации (в случае осуществления перевозок штатными сотрудниками);

    количество часов работы транспорта;

    стоимость 1 часа работы;

    утвержденные в соответствии с распоряжением Министерства Транспорта РФ от 14.03.2008 № АМ -23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» нормы расхода ГСМ (л) на 100 км.

Для расчета транспортных расходов необходимо точно указывать пункты отправки, назначения и возврата с указанием стоимости поездки для каждой такой поездки, а так же руководствоваться последними действующими редакциями методических документов и последними редакциями сметно-нормативных баз.

Работа организаций, занимающихся торговлей товарами, сопряжена с необходимостью производить расчет транспортных расходов. Знание всех нюансов позволяет корректно отразить понесенные затраты. Кроме нормативно-правовых актов нужно руководствоваться еще и учетной политикой предприятия. Там, например, может быть закреплена возможность частичного списания затрат компании.

При приобретении товаров организации несут расходы, связанные с транспортировкой продукции. Бухгалтеру предприятия важно знать, как рассчитать транспортные расходы и списать их правильно.

Например, если учетная политика организации предусматривает частичное списание ТЗР в конце каждого месяца, то дополнительно нужно уметь распределять понесенные расходы между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Формула расчета ТЗР на остаток товара

Большинство компаний при этом пользуются методикой, прописанной в статье 320 Налогового Кодекса РФ. Эта формула расчета ТЗР должна распространяться исключительно на транспортные расходы. Остальные же издержки, связанные с продажей, списываются в полном объеме. Таким образом предприятию удастся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет на предприятии.

Для распределения ТЗР будет справедливо использование следующего варианта расчета:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – это средний процент транспортных расходов на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те транспортные расходы, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – транспортные расходы, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.

После чего производится расчет транспортных расходов на остаток товара путем перемножения показателей Т2 и К.

Пример . Компания «Интегра» рассчитывает транспортные расходы на остаток товара. За апрель 2018 года было продано изделий общей себестоимостью 800 000 рублей. Нереализованными остались товары на сумму 200 000 рублей. Остаток ТЗР на начало месяца составлял 25 000 рублей, а общая сумма ТЗР за апрель – 45 000 рублей. Как рассчитать ТЗР на остаток в таком случае?

Воспользуемся ранее приведенной формулой:

П = (25 000 + 45 000) / (800 000 + 200 000) * 100% = 7%. Следовательно, транспортные расходы на остаток составят: 200 000 * 0,07 = 1 400 рублей.

Причем оставшиеся от прошлого месяца и понесенные расходы за минусом тех, что приходятся на остаток, можно будет списать на себестоимость. То есть предварительно нужно провести расчет ТЗР к списанию: 25 000 + 45 000 – 1 400 = 68 600 рублей.

Как рассчитать ТЗР по материалам?

Транспортные расходы предприятия могут быть связаны с покупкой не только готовых товаров, но и материалов, которые в последствии используются в производстве. При этом нужно верно распределить понесенные ТЗР. Сделать это можно несколькими способами в соответствии с ПБУ 5/01:

  1. применив 15 счет (списываются ТЗР в счет заготовления и приобретения материалов);
  2. используя отдельный субсчет для ТЗР на счете 10 «Материалы»;
  3. напрямую включив понесенные ТЗР в стоимость материалов.

Последний вариант позволяет минимизировать расчеты. А в первых двух случаях как рассчитать ТЗР? Формула для списания указана в Методических указаниях отклонения или ТЗР (пункт 87). Расчет нужно производить следующим образом:

К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) * 100%, где:

  • К – процент списания ТЗР;
  • Откл0 – сумма оставшегося ТЗР на начало периода;
  • Откл1 – размер ТЗР, понесенных в рассматриваемом месяце;
  • М0 – оставшиеся материалы на начало месяца;
  • М1 – сумма приобретенных за месяц материалов.

Причем стоимость материалов берется та, что указана в учетных документах. После чего производится расчет ТЗР по материалам путем перемножения полученного процента на учетную стоимость материалов, списываемых в затраты производства.

Как рассчитать ТЗР по доставке груза?

Нередко предприятия вынуждены самостоятельно осуществлять доставку груза или оплачивать эту услугу поставщику. В результате конечная стоимость их увеличивается. В связи с этим и появляется необходимость произвести расчет транспортных расходов по доставке груза.

Не все предприятия готовы по каждой партии рассчитывать ТЗР и учитывать их – это требует большого количества времени, да и в подобных расчетах можно легко допустить ошибку. В связи с этим некоторые организации определяют транспортные тарифы в зависимости от расстояния перевозок. Это позволяет быстро производить расчеты. Некоторые даже пользуются государственной системой тарифов.

Можно произвести расчет транспортно-заготовительных расходов в этом случае и более точно, определив стоимость доставки 1 тонны груза на 1 км маршрута.

дорожный одежда смета локальный

Транспортные расходы - это сметные затраты по доставке материалов и конструкций от поставщиков до приобъектного склада или строительной площадки (строящейся дороги). Они определяются в калькуляциях транспортных расходов.

Для расчета траспортных расходов определяют вид отпускной цены материала по типу франко.

Вид франко обозначает место, где материал сдается потребителю и какие расходы по погрузке и транспортированию включены в её стоимость:

Франко - склад поставщика;

Франко-вагон, станция отправления;

Франко - вагон, станция отправления;

Франко - карьер;

Франко - транспортное средство на заводе - изготовителе.

Расчет калькуляции транспортных расходов выполняется на основании заданной транспортной схеме доставки дорожно - строительных материалов автомобильным транспортом и по железной дороге. Транспортная схема формируется с учетом условно заданных расстояний перевозки внешним и внутренним транспортом.

Сметная стоимость транспортировки материалов определяется по сметным ценам на железнодорожные и автомобильные перевозки в соответствии со СНиП.

При определении транспортных расходов должны учитываться затраты на погрузочно-разгрузочные работы. Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы определяются по СНиП.

Расчет транспортных расходов в калькуляциях ведется в следующем порядке:

1) Устанавливается вид отпускной цены материала (франко);

2) Указываются виды транспорта, которыми осуществляется поставка материалов;

3) Для материалов, перевозимых по железной дороге, определяется тарифный класс груза, норма загрузки вагонов (т), коэффициент перехода от массы нетто к массе брутто;

4) Для материалов перевозимых автомобильным транспортом, определяется класс груза;

5) Зная норму загрузки вагонов и расстояние перевозки (км), определяется провозная плата за перевозку грузов по железной дороге (руб.за 1 вагон). А затем делается пересчет на 1 т; при изменении действующих тарифов на железнодорожные перевозки необходимо применять индексы;

6) Сметные цены на погрузочно-разгрузочные работы при железнодорожных перевозках, а так же стоимость сопутствующих работ определяется по ;

7) Стоимость погрузочно-разгрузочных работ при автомобильных перевозках в текущих ценах определяется по данным региональных центров по ценообразованию в строительстве;

8) Тарифы на перевозку автотранспортом устанавливаются из условий перевозки грузов бортовыми автомобилями или автомобилями - самосвалами;

9) Суммируя все затраты, получают стоимость транспортных расходов в текущем уровне цен.

Калькуляция транспортных расходов 1 т песка

1. Вид отпускной цены - франко - карьер.

2. Наименование поставщика и удельный вес поставок - карьер песка, 100%.

4. Автомобильные перевозки: класс груза - 1; вид тарифа - перевозки автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 т.

Калькуляция транспортных расходов 1 т щебня

1. Вид отпускной цены - франко - вагон - станция отправления.

2. Наименование поставщика и удельный вес поставок - поставщик щебня, 100%.

3. Вид транспорта - железнодорожный, автомобильный.

4. Речные перевозки: тарифный класс груза -1; весовая норма загрузки баржи- 21 т.

5. Автомобильные перевозки: класс груза -1; вид тарифа - перевозки автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 т.

Калькуляция транспортных расходов 1т асфальтобетонной смеси

1. Вид отпускной цены - франко - транспортное средство на заводе - изготовителе.

2. Наименование поставщика и удельный вес поставок - АБЗ, 100%

3. Вид транспорта - автомобильный.

4. Автомобильные перевозки: класс груза - 1; вид тарифа - перевозка автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 т.

Калькуляция транспортных расходов 1т битума

1. Вид отпускной цены - франко - завод.

2. Наименование поставщика и удельный вес поставок - НПЗ, 100%.

3. Вид транспорта - автомобильный.

4. Автомобильные перевозки: класс груза - 2; вид тарифа - перевозка специализированным подвижным составом.

Если организация занимается торговлей, немалую часть ее затрат составляют транспортные расходы. Порядок их признания в налоговом и бухгалтерском учете может сильно различаться. О том, как учесть эти расходы и из чего они состоят, пойдет речь в статье.

Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету и налогообложению конкретный состав транспортных расходов при осуществлении торговых операций не определен. Приблизительный перечень транспортных расходов предложен Минфином России в Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания). Документ утвержден приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Однако работать с этим перечнем надо осторожно. В первую очередь он предназначен для производственных организаций, закупающих материалы и сырье. К тому же состав транспортных расходов, приведенный в Методических указаниях, описан скупо, а порой вызывает недоумение. Так, к транспортно-заготовительным расходам почему-то отнесены таможенные платежи и недостача и порча при транспортировке в пределах норм естественной убыли.

Многие бухгалтеры торговых организаций в целях бухгалтерского учета применяют ранее действовавшие Методические рекомендации по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденные Роскомторгом по согласованию с Минфином России 20.04.95 № 1-550/32-2 (далее - Методические рекомендации Роскомторга). Они более удобны в практическом применении, чем Методические указания. Тем более что Минфин России разъяснил, что организации, как и ранее, могут руководствоваться подобными отраслевыми инструкциями (указаниями) с учетом требований, принципов и правил признания в бухучете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности в соответствии с принятыми нормативными документами по бухучету. Об этом сказано в письме Минфина России от 29.04.2002 № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)».

Поскольку Методические рекомендации в настоящее время не являются обязательными к применению, рекомендуем торговым организациям выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике.

Состав транспортных расходов

Согласно пункту 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга в бухгалтерском учете в состав транспортных расходов включаются следующие виды затрат:

Оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);

Оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие аналогичные услуги;

Стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. п.) и их утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);

Плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

Плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам.

Состав транспортных расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли , налоговым законодательством не установлен. Попробуем определить перечень этих расходов на основании других нормативных актов. Такое право предоставляет пункт 1 статьи 11 НК РФ. В нем сказано, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Разумеется, если иное не предусмотрено Кодексом.

При определении состава транспортных расходов в налоговом учете организации могут применять Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Так, согласно ОКВЭД класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» включает погрузку и разгрузку грузов и багажа (группа 63.11 «Транспортная обработка грузов»), а также хранение и складирование всех видов грузов (группа 63.12 «Хранение и складирование») и другие виды деятельности, связанные с транспортировкой грузов. Получается, что к транспортным расходам относятся и сопутствующие услуги.

Таким образом, в целях налогового учета можно принять такой же состав транспортных расходов, как и в бухучете. Однако перечень этих расходов надо утвердить в учетной политике по налогообложению.

Налоговый учет транспортных расходов

Порядок отражения транспортных расходов в налоговом учете зависит непосредственно от условий договора с поставщиком. Согласно статье 320 НК РФ суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров относятся к прямым транспортным расходам в том случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров. В учете поставщика порядок отражения транспортных расходов зависит от условий заключенного договора (см. табл. 1 на с. 48).

Транспортные расходы, связанные с реализацией товаров, при исчислении налога на прибыль признаются косвенными. Они списываются полностью в том периоде, в котором были реализованы товары (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). В декларации по налогу на прибыль такие расходы учитываются по строке 100 как прочие расходы.

Распределение прямых транспортных расходов

Налоговым кодексом предусмотрен единственно возможный порядок списания транспортных расходов в уменьшение прибыли. Независимо от принятого в бухгалтерском учете способа отражения транспортных расходов в целях налогообложения расходы на доставку товаров подлежат распределению на остаток товаров на складе.

Сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в таком порядке:

1) складываем сумму прямых транспортных расходов, приходящуюся на остаток товаров на складе на начало месяца, и сумму прямых транспортных расходов, осуществленных в текущем месяце;

2) складываем стоимость реализованных товаров в текущем месяце и стоимость остатка товаров на складе на конец месяца;

3) рассчитываем средний процент транспортных расходов как отношение показателя, рассчитанного по пункту 1, к показателю, подсчитанному по пункту 2;

Таблица 1. Налоговый учет транспортных расходов по доставке товаров в зависимости от условий заключенного договора

Условия договора В учете поставщика В учете покупателя
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя.

Транспортные расходы поставщика включены в цену товара.

Обязанность покупателя оплатить транспортные расходы отдельно не оговорена.

Право собственности на товар переходит после его доставки на склад покупателя

Доход от оказания транспортных услуг отдельно не отражается Прямые расходы по доставке товара не формируются, даже если продавец отразил сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой
Поставщик обязан доставить товар на склад покупателя, а покупатель - оплатить стоимость товара и доставки (стоимость доставки в договоре не указана).

Переход права собственности на товар происходит в момент его отгрузки со склада поставщика

Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг, так как право собственности на товар перешло к покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика. Продавец обязательно выделяет сумму транспортных расходов в первичных документах отдельной строкой или в отдельном документе Формируются прямые расходы по доставке товара.

Сумма транспортных расходов текущего периода, связанных с приобретением товара, распределяется на остаток товара на складе

По условиям договора поставщик обязуется доставить товар, а покупатель - возместить поставщику фактически транспортные расходы осуществленные сверх цены на товар.

Переход права собственности происходит в момент поступления товаров на склад покупателя

Поставщик в данном случае помимо продажи товара оказывает покупателю услуги по транспортировке. Отдельно отражается доход от оказания транспортных услуг Транспортные расходы по условиям договора оплачиваются сверх цены товара. Соответственно сумма транспортных расходов у покупателя формирует прямые расходы по доставке товара

4) определяем сумму прямых транспортных расходов, относящуюся к остатку товаров на складе. Это произведение среднего процента транспортных расходов и стоимости остатка товаров на складе на конец месяца.

Распределение прямых транспортных расходов на остаток товаров на складе можно представить в виде формулы

Тост = (Тн + То) : (Со + Сост) х!Сост,

где Тост - сумма прямых транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на складе;

Тн - сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало месяца;

То - сумма прямых транспортных расходов, осуществленных в отчетном месяце;

Со - стоимость товаров, реализованных в отчетном месяце;

Сост - стоимость остатка товаров на складе.

Заметим, что согласно статье 320 НК РФ прямые транспортные расходы распределяются на остаток товаров на складе . Как видим, из расчета выпала стоимость отгруженных, но не реализованных товаров. Это противоречит общей норме пункта 2 статьи 318 Кодекса, согласно которой прямые расходы распределяются на остатки незавершенного производства, готовой продукции на складе и отгруженной, но не реализованной в отчетном периоде продукции.

А надо ли распределять транспортные расходы на остаток отгруженных, но не реализованных товаров? По этому вопросу существуют две позиции.

Сторонники одной точки зрения считают, что нормы статьи 320 НК РФ являются специальными. Они предназначены исключительно для организаций, занимающихся торговой деятельностью. То есть организации, занимающиеся торговлей, должны руководствоваться именно этими нормами и не распределять прямые транспортные расходы на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Но некоторые специалисты не согласны с такой позицией. По их мнению, фразу «на остаток товаров на складе» надо трактовать шире. А именно: как любой склад, на котором находятся товары налогоплательщика, а не только его собственный. Поэтому распределять транспортные расходы надо на остаток товаров на складе, на реализованные товары, а также те, которые отгружены, но не реализованы. Транспортные расходы, распределенные на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, учитываются не в месяце распределения, а позже, когда товары будут реализованы, то есть произойдет переход права собственности. Правомерность этой позиции подтверждается тем, что именно такие поправки в статью 320 НК РФ сейчас рассматриваются в Госдуме.

ПРИМЕР 1

Организация в июле 2004 года реализовала товары, покупная стоимость которых составляет 2 000 000 руб. На складе осталось товаров на сумму 500 000 руб. Остаток отгруженных, но не реализованных товаров на конец месяца - 200 000 руб.

Сумма прямых транспортных расходов, приходящаяся на остаток товаров на складе на начало июля, - 700 руб. За июль понесено транспортных расходов на сумму 56 000 руб.

При расчете стоимости остатка товаров в нее включаются стоимость остатка товаров на складе и стоимость отгруженных, но не реализованных товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров:

Особенности определения прямых расходов

Затраты на доставку товаров учитываются в составе прямых расходов независимо от того, производится она чужим или собственным транспортом.

Если организация занимается только торговлей и использует собственный транспорт лишь для доставки приобретенного товара на собственный склад, порядок учета транспортных расходов прост. В этом случае можно предложить сформировать налоговый регистр прямых расходов транспортного подразделения. К таким расходам относятся затраты на ГСМ, амортизация автомобилей, зарплата водителей и начисленный на нее ЕСН (без учета страховых пенсионных взносов) . Все эти расходы полностью относятся к прямым торговым расходам и распределяются на остаток товара на складе согласно порядку, установленному в статье 320 НК РФ.

Сложности с определением прямых расходов возникают, если организация использует свой транспорт помимо доставки товаров на склад также и для других перевозок. Например, для доставки товаров покупателям. В этом случае одна часть транспортных затрат является прямыми расходами, а другая - косвенными. Та часть транспортных затрат, которая относится к косвенным расходам, полностью принимается в уменьшение налогооблагаемой базы на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Другую часть транспортных затрат, относящуюся к прямым расходам, списать полностью нельзя. Она распределяется на остаток товаров на складе в порядке, предусмотренном статьей 320 НК РФ.

Как в данной ситуации можно выделить прямые транспортные расходы? В налоговом законодательстве не прописано, как распределять транспортные расходы между видами перевозок. В этом случае организация может закрепить в учетной политике для целей налогового учета любой экономически обоснованный способ распределения расходов. Например, транспортные расходы могут распределяться на прямые и косвенные пропорционально расстоянию, пройденному транспортом.

ПРИМЕР 2

Организация занимается торговой деятельностью. На собственном транспорте она осуществляет доставку товаров на склад, а также другие внутренние перевозки. За июль 2004 года общий километраж транспорта организации составил 30 000 км, из них 12 000 км относятся к доставке товаров на склад. Транспортные расходы, понесенные в июле, представлены в налоговом регистре (см. табл. 2).

Таблица 2. Налоговый регистр транспортных расходов

Сначала определим отношение расстояния, пройденного транспортом при доставке приобретенных товаров на склад организации, к общему расстоянию, пройденному транспортом за месяц. Этот удельный коэффициент равен 0,4 (12 000 км: 30 000 км). Сумма прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, рассчитывается как произведение суммы транспортных расходов по организации в целом и удельного коэффициента прямых транспортных расходов:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,4 = 167 888 руб.

А если организация ведет несколько видов деятельности? Тогда ей придется определять сумму транспортных расходов, относящуюся к торговле. Она рассчитывается пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (абз. 4 п. 1 ст. 272 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Воспользуемся данными налогового регистра из примера 2. Допустим, организация кроме торговли занимается еще и производством. Выручка от торговой деятельности за июль 2004 года составила 5 000 000 руб., а от производственной - 2 000 000 руб.

В этом случае транспортные расходы надо распределить по видам деятельности.

Сначала рассчитаем, какую долю в общей выручке составляет выручка от торговой деятельности:

5 000 000 руб. : (5 000 000 руб. + 2 000 000 руб.) = 0,714.

Исходя из этой доли, рассчитаем сумму транспортных расходов, относящихся к торговой деятельности:

(350 000 руб. + 15 000 руб. + 45 000 руб. + 9720 руб.) х 0,714 = 299 800 руб.

Теперь можно рассчитать сумму прямых транспортных расходов, подлежащих распределению на остаток товаров на складе, исходя из удельного коэффициента прямых транспортных расходов. Сумма транспортных расходов, распределяемых на остаток товаров на складе, составит:

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Товары являются частью материально-производственных запасов организации. Порядок отражения транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, в бухгалтерском учете определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно пункту 6 этого документа затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места использования могут включаться в их фактическую себестоимость. В бухгалтерском учете себестоимость формируется так:

Фактическую себестоимость товаров в торговых организациях можно накапливать на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае при поступлении товаров на склад их накопленная себестоимость списывается на счет 41 «Товары»;

Себестоимость товаров можно сразу формировать на счете 41.

ПРИМЕР 4

ООО «Чародейка» является торговой организацией. В июле 2004 года общество закупило товары на сумму 708 000 руб. (в том числе НДС - 108 000 руб.). Расходы по их доставке до склада составили 23 600 руб. (в том числе НДС - 3600 руб.).

Учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено, что расходы по доставке товаров включаются в себестоимость товаров, а формирование себестоимости производится с использованием счета 15.

Бухгалтер ООО «Чародейка» сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 15 КРЕДИТ 60

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

3600 руб. - отражен НДС по транспортным услугам;

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 15

620 000 руб. (600 000 руб. + 20 000 руб.) - отражена фактическая себестоимость товаров, поступивших на склад.

В бухучете есть еще один способ учета транспортных расходов. Организации торговли могут включать в состав расходов на продажу затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу. Такое право им предоставлено пунктом 13 ПБУ 5/01.

ПРИМЕР 5

Воспользуемся условиями примера 4. Предположим, учетной политикой ООО «Чародейка» предусмотрено включение расходов по доставке товаров в состав расходов на продажу. Формирование фактической себестоимости товаров производится на счете 41.

В этом случае бухгалтер сделает такие записи:

ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60

600 000 руб. (708 000 руб. – 108 000 руб.) - отражена покупная стоимость товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

108 000 руб. - отражен НДС по приобретенным товарам;

20 000 руб. (23 600 руб. – 3600 руб.) - отражена стоимость транспортных расходов по доставке товаров;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

3600 руб. - отражен НДС по транспортным услугам.

Как видим, организациям торговли дано право самостоятельно определять в учетной политике порядок бухгалтерского учета транспортных расходов по приобретению товаров:

Либо в себестоимости таких товаров;

Либо в составе расходов на продажу.

Организации торговли могут доставлять приобретенные товары собственным транспортом. В этом случае в целях бухгалтерского учета они вправе воспользоваться пунктом 2.2 Методических рекомендаций Роскомторга и учитывать расходы по доставке товаров собственным транспортом по соответствующим статьям издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

Существует еще один вариант учета. Расходы на доставку товаров собственным транспортом можно собирать на отдельном субсчете «Транспортные расходы» к счету 44. В дальнейшем они подлежат списанию в порядке, предусмотренном учетной политикой.

ПРИМЕР 6

Торговая организация доставляет товары от поставщика на свой склад собственным транспортом. В июле 2004 года зарплата водителей составила 150 000 руб., ЕСН и пенсионные взносы, начисленные на нее, - 53 400 руб., амортизация транспортных средств - 5000 руб., расходы на ГСМ - 20 000 руб. (без учета НДС).

Бухгалтер организации сделает следующие проводки:

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 70

150 000 руб. - начислена зарплата водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 69

53 400 руб. - начислены ЕСН и пенсионные взносы на зарплату водителей;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 02

5000 руб. - начислена амортизация транспортных средств;

ДЕБЕТ 44 субсчет «Транспортные расходы» КРЕДИТ 60

20 000 руб. - отражены расходы на ГСМ.

Иногда организация одним и тем же транспортом привозит товары на свой склад и осуществляет другие перевозки. Например, доставляет товары покупателям. В такой ситуации разделить транспортные расходы по видам перевозок достаточно сложно. Поэтому в учетной политике по бухгалтерскому учету можно прописать, что все транспортные расходы отражаются на счете 44 без их распределения.

Существует и другой вариант учета «общих» транспортных расходов. Организации могут в бухучете распределять транспортные расходы по видам перевозок пропорционально любому экономически обоснованному базису. При этом целесообразно установить такой же способ распределения «общих» транспортных расходов, как и в налоговом учете.

Порядок отражения транспортно-заготовительных расходов при учете товаров в неторговых организациях подробно определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Пунктом 221 этих указаний установлено следующее. Излишние материальные запасы, переданные для продажи подразделению, осуществляющему торговую деятельность, списываются со счетов учета МПЗ на счет 41 «Товары». Они приходуются по фактической себестоимости, в которую включены и транспортные расходы.

Неторговые организации могут приобретать товары для перепродажи непосредственно через подразделения, которые осуществляют торговую деятельность. В этом случае транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются на счете 44 «Расходы на продажу» по дополнительно вводимому субсчету «Коммерческие расходы по товарам» (п. 223 Методических указаний). Иного способа учета транспортных расходов, связанных с приобретением товаров, для неторговых организации в Методических указаниях не предусмотрено.

Многопрофильные организации осуществляют, как правило, несколько видов деятельности и имеют отдельное транспортное подразделение. Расходы такого подразделения отражаются по дебету счета 23 «Вспомогательное производство». Оказанные услуги списываются со счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счетов 20, 29, 44 и 90 по фактической себестоимости. При этом организации могут принять любую экономически обоснованную базу для распределения расходов вспомогательного производства. Например, пропорционально выручке, полученной от разных видов деятельности, или количеству работников в подразделениях и др. Принятый в организации порядок бухгалтерского учета и распределения транспортных расходов закрепляется в учетной политике.

Метод списания транспортных расходов и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, определяется в учетной политике по бухгалтерскому учету. Многие организации используют прежний порядок, установленный пунктом 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга. В конце месяца сумма транспортных расходов, приходящаяся на реализованные за текущий месяц товары, списывается в дебет счета 90 «Прочие доходы и расходы». Остаток по счету 44 равен сумме транспортных расходов, которая приходится на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку товаров на конец месяца, исчисляется по среднему проценту транспортных расходов за отчетный месяц (с учетом переходящего остатка на начало месяца) в порядке, аналогичном тому, который установлен для распределения транспортных расходов в налоговом учете (см. формулу на с. 48). Причем в бухучете нет неопределенности в вопросе о том, как распределяются транспортные расходы. Они распределяются не только на остаток товаров на складе, но и на стоимость отгруженных, но не реализованных товаров, которые учтены на счете 45.

ПРИМЕР 7

Воспользуемся условиями примера 1.

Сумма транспортных расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца, в бухучете составит:

(700 руб. + 56 000 руб.) : (2 000 000 руб. + 500 000 руб. + 200 000 руб.) х (500 000 руб. + 200 000 руб.) = 14 700 руб.

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44 субсчет «Транспортные расходы»

42 000 руб. (700 руб. + 56 000 руб. – 14 700 руб.) - списаны на себестоимость продаж транспортные расходы, относящиеся к реализованным товарам.

Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.