Урок по внеклассной деятельности во 2 классе

Тема урока «Понятие слов невежа и невежда»

Цель: продолжить работу над развитием устной речи. Строить сообщения в устной речи. Анализировать, делать выводы, сравнивать, высказывать свое мнение, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение.

Оборудование: презентация учителя, карточки с басней А. И. Крылова «Свинья под дубом». Таблички: «Я знаю», «Я могу объяснить», «Я хочу знать»

Толковые словари на парту.

“Читайте больше!” - говорят вам взрослые. А почему они так говорят? Потому что люди давно заметили, что мало читающие пишут безграмотно.

Слайд 1

Посмотрите, чем отличаются слова «невежа» и «невежда» (Во втором слове появилась буква Д)

А кто может объяснить лексическое значение этих слов?

В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи.

Выберите табличку, которая поможет определить ваше состояние в начале урока.

Я хочу знать!

Я могу объяснить!

Я знаю!

Ребята, послушайте стихотворение А.Л.Барто «Невежа».

Дайте определение первому слову.

Слайд 2- 14

НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек.

Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежа.

Слайд 15

У вас на партах лежат карточки. Прочитайте басню.

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».

«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -

Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,

Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».

«Неблагодарная! - промолвил Дуб ей тут, -

Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было

Что эти желуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Один из учеников читает выразительно басню.

Учитель:

Как описывает Крылов свинью?

Ученики:

Прожорливая, противная, глупая…

Учитель:

Какие слова использованы для ее описания?

Ученики:

Невежда.

Учитель:

Почему она названа «невеждой»? Давайте обратимся к толковому словарю.

«Невежда» - малообразованный человек, неуч.

НЕВЕЖДА - это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.

Вспомните литературных персонажей, о которых можно сказать, что он невежда. Приведите примеры.

Слайд 16

Посмотрите на таблички, которые помогали определить ваше состояние в начале урока. Кто теперь может выбрать другую табличку? Докажите.

Итог занятия. Можно ли сказать о сходстве или этих слов? В чем их сходство? В чем различие?

Информация для учителя

Невежа-невежда. Эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать, т. е. знать. Интересно, что этот корень есть и в слове ведьма: она все знает.

Человек, который мало знал, назывался невежа, а по-старославянски - невежда. В современном русском языке значения этих слов разошлись: невежа-тот, кто мало знает и не хочет знать больше. Невежа- это невежливый, невоспитанный человек. А слово ведьма в сов. рус. яз. потеряло связь со словами невежа и невежда.

Нев е жа. Грубый, невоспитанный человек. Большой невежа .

Нев е жда. Необразованный, несведущий человек. Невежда в литературе .

Неизмеримый несоизмеримый

Неизмер и мый. Очень большой, значительный по величине, размеру, силе и т. п. Неизмеримые глубины .

Несоизмер и мый. Такой, который не может быть измерен мерой чего-либо другого, не имеющий общей меры с чем-либо другим. Несоизмеримые величины .

Неприглядный непроглядный

Непригл я дный. 1. Непривлекательный на вид; невзрачный. Неприглядная внешность . 2. Не вызывающий одобрения, неблаговидный. Неприглядное прошлое .

Непрогл я дный. Такой темный или густой, плотный, что ничего нельзя разглядеть; беспроглядный. Непроглядная темень .

Нестерпимый нетерпимый

Нестерп и мый. Такой, который трудно, невозможно стерпеть, перенести, невыносимый; очень сильный по степени своего проявления. Нестерпимая мука .

Нетерп и мый. 1. Такой, который нельзя терпеть, с которым нельзя мириться, недопустимый. Нетерпимое положение . 2. обычно в сост. сказ. Такой, который по складу своего характера лишен терпимости, не может мириться с кем-, чем-либо; не считающийся с чужим мнением. Нетерпимый человек .

Обидный обидчивый

Об и дный. 1. Причиняющий обиду, оскорбительный. Обидное замечание . 2. Досадный, неприятный. Обидная ошибка .

Об и дчивый. Легко обижающийся, склонный видеть обиду, оскорбление там, где их нет. Обидчивый ребенок .

Обосновать основать

Обоснов а ть (обосн о вывать ). Подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо. Обосновать предложение .

Основ а ть (осн о вывать). 1. Положить начало чему-либо, создать, образовать. Основать город . 2. Подкрепить доказательствами, обосновать. Основанный на фактах .

Обсудить осудить

Обсуд и ть (обсужд а ть). Всесторонне рассмотреть, обдумать, оценить, делясь своими мнениями, соображениями по поводу чего-либо или чьего-либо поведения, поступка. Обсудить новость .

Осуд и ть (осужд а ть). 1. Признав виновным, вынести приговор. Осудить преступника . 2. Признать дурным, неприличным, выразить неодобрение, порицание. Осудить поступок .

Освоить усвоить

Осв о ить (осв а ивать ). 1. Научиться пользоваться чем-либо, употреблять что-либо, овладеть чем-либо. Освоить профессию . 2. В процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь что-либо; усвоить. Освоить прочитанное .

Усв о ить (усв а ивать ). 1. Сделать своим, присущим себе, привычным для себя что-либо новое, постороннее, чужое. Усвоить дурную привычку . 2. Поняв как следует, разобравшись в чем-либо, запомнить, выучить. Усвоить правила . 3. Поглощая, всасывая, переработать в себе (об организме, желудке и т. п.). Усвоить пищу .

Опасливый – опасный

Оп а сливый. Действующий, поступающий осторожно из боязни, опасения чего-либо: выражающий опасение, боязнь, настороженный, недоверчивый. Опасливый взгляд .

Оп а сный. 1. Грозящий опасностью, сопряженный с опасностью, риском. Опасная дорога . 2. Способный причинить кому-, чему-либо какое-либо зло, вред, ущерб, вызвать дурные последствия. Опасный враг .

Опечатка отпечатка

Опеч а тка. Ошибка в тексте, допущенная при наборе, печатании. Грубая опечатка .

Отпеч а тка. 1. Изготовление типографским способом. Отпечатка первого тома . 2. Снятие печати, открытие чего-либо запечатанного. Отпечатка помещения .

Особенный особый

Ос о бенный. 1. Не похожий на других, не такой, как все; необычный. Особенный голос . 2. Более значительный, сильный, чем всегда, чем обычно. Особенный трепет . 3. устар . Отдельный, особый. Особенный стол .

Ос о бый. 1. Не похожий на других, не такой, как все; необычный, особенный. Особое мнение . 2. Большой, значительный. Встретить без особого удивления . 3. Отдельный, не общий. Особый прибор .

Отборный отборочный

Отб о рный. 1. Отобранный из числа других как лучший по качеству, первосортный, отличный. Отборное зерно . 2. разг . Непристойный, неприличный (о бранных словах, выражениях). Отборная ругань .

Отб о рочный. Предназначенный, служащий для отбора кого-, чего-либо. Отборочные соревнования .

Понятливый понятный

Пон я тливый. Быстро и легко понимающий и усваивающий что-либо. Понятливый ребенок .

Пон я тный. 1. Доступный пониманию; ясный, вразумительный. Понятное объяснение . 2. Имеющий основание, оправданный, объяснимый. Понятное возмущение .

Поступок проступок

Пост у пок. Действие, совершенное кем-либо. Странный поступок .

Прост у пок. Поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным порядок, какие-либо нормы, правила поведения; провинность. Предостеречь от проступка .

Поэтический поэтичный

Поэт и ческий. 1. Относящийся к поэзии как словесному художественному творчеству. Поэтический жанр . 2. Связанный с творением поэзии, со способностью к поэзии. Поэтические задатки . 3. Проникнутый поэзией (о чем-либо прекрасном), возвышенный, полный очарования и задушевности. Поэтическое видение мира . 4. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтическая душа .

Поэт и чный. 1. Проникнутый поэзией (о чем-либо прекрасном), возвышенный, полный очарования и задушевности. Поэтичное письмо . 2. Обладающий повышенной эмоциональностью, большой чувствительностью. Поэтичная натура .

"Что такое невежда?" - такой вопрос нередко можно услышать. С готовностью растолкуем значение слова и приведем примеры.

Смысл

Невеждой называют человека, который не просвещен в некоторых областях знания. Стоит ли говорить об относительности этого понятия? Есть люди, которые могут построить или спроектировать самолет, но они же вполне могут совершенно не читать художественных книг и не понимать, почему так велик Лев Толстой или, к примеру, Джордж Оруэлл.

Шерлок Холмс как пример гениального невежды

После того как мы поняли, что такое невежда, можно обратиться к примерам. Конечно, это будет пример литературный или, скорее, кинематографический.

Вспомним знаменитый разговор в фильме «Знакомство» между Холмсом и доктором Ватсоном, где последний говорит первому напрямую, что тот человек острого ума, но невежественный во всех остальных аспектах. Естественно, имелось в виду образование. Холмс не знает почти ничего о Копернике, Жанне д’Арк и Аристотеле, хотя фамилия первого в этом списке ему кажется смутно знакомой. Ватсон потрясен культурной безграмотностью будущего коллеги, но Холмс не смущается и противопоставляет историческим и гуманитарным знаниям Ватсона свои, сугубо практические умения, например способность отличать грязь одной улицы Лондона от другой или пепел одной сигары от другой.

Поэтому если читателю зададут вопрос, что такое невежда, то он, не сомневаясь, может сказать: это Шерлок Холмс (с известными оговорками). Интересные бывают открытия, причем совершенно неожиданные.

А Ватсон, между тем, с ужасом думает о мире утилитарном, где никто не интересуется философией, литературой и историей, а лишь только тем, что необходимо для жизни. Холмс успокаивает друга и говорит, что он такой один. Интересно, а знаменитый сыщик знает слово «невежда»? Не факт, ведь для дела оно ему совсем ни к чему.

Со времени выхода фильма прошло уже почти 40 лет, ибо вышел он в 1979 году. И теперь мы, современные люди, понимаем, что невежественность Холмса еще не самая страшная, которую можно представить. Холмс пусть и невежда, зато он человек увлеченный. Возможно, он бы интересовался литературой и историей, будь у него время, но он всего себя отдает работе. Сейчас же рождаются люди совершенно ужасные, которые ни в чем решительно не разбираются, и даже не хотят учиться - вот это настоящий образ невежды, который пугает. Тема бесконечная и неисчерпаемая, а нам нужно двигаться дальше. Для понимания того, что такое невежда, нужно осветить еще один важный аспект.

Невежда и невежа

Особенную трудность у людей вызывает различение двух понятий, которые помещены в подзаголовок. На самом деле никакой сложности здесь нет. Надо просто запомнить, что невежда - это человек, неосведомленный в области науки, техники, истории и литературы, а невежа - это и некультурный в бытовом смысле. Еще легче уяснить разницу на примерах. Человек, который кладет ноги на стол на званом ужине - невежа, а человек, который не видит стилистической разницы между Тургеневым и Гоголем - невежда. Теперь, думаем, не будет возникать вопрос, что такое в чем разница. Мы все объяснили досконально.

Что страшнее - быть невеждой или невежей?

Здесь давний спор о двух явлениях, которые одно хуже другого. Правда, предположим, что невеждой быть не так страшно, как невежей, ибо последнее понятие фиксирует прежде всего бытовую невоспитанность человека, но, как мы знаем, все нормы и правила относительны. Поэтому каждый человек волен из двух зол выбирать свое.

Надеемся, ясно, что такое невежда, и теперь у читателя не возникнет трудностей и с употреблением понятия, и с его объяснением.

Прочитайте план инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов невежа - невежда

2.Примеры словосочетаний с паронимом невежа

3.Примеры предложений с паронимом невежа

4.Примеры словосочетаний с паронимом невежда

5.Примеры предложений с паронимом невежда

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ НЕВЕЖА - НЕВЕЖДА

Невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.

Невежда – недоучившийся, мало знающий, малообразованный человек, неуч; человек, не сведущий в какой-либо области знания.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - НЕВЕЖА

старый невежа

молодой невежа

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - НЕВЕЖА

1)Почему люди осуждают невежу ?

2)Кто такой невежа ?

3)Что нужно делать, чтоб не быть невежей и невеждой ?

4) При этом он ещё такой неряха и невежа , просто ужас!

5) - Ты чего, как у меня гости, лезешь не в свою компанию, невежа . (И.Бунин. Красные фонари).

6)Какой же ты невежа и лентяй!

7)Будешь ты, невежа , знать

Наше солнце воровать! (К. Чуковский)

8)Поделом тебе, старый невежа ,

Впредь тебе, невежа , наука… (Сказка о рыбаке и рыбке, А.С.Пушкин)

9)- Как? С невежею ! Чтобы я примирился с этим грубияном? (Н. В.Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем)

10)На формирование личности могут влиять всякие люди: и талантливые, и грубые, и ленивые, и невежи .

11) В рассказе "Белолобый" А.П.Чехова читаем: «Судя по манерам, это был невежа , простой дворняжка".

12)Воспитанный человек будет понят и принят обществом лучше, чем невежа .

13)Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте любезны, будьте добры.

14)Невежа – грубый, невоспитанный человек.

15)Невежа

16)Невежа

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - НЕВЕЖДА

1)абсолютный невежда

2)полный невежда

3)совершенный невежда

4)нравственный невежда

5)невежда в музыке

6)невежда в медицине

7)невежда в любви

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - НЕВЕЖДА

1)Невежда он был круглый, ничего не читал. (И.С.Тургенев)

2)Невежда в физике, а в музыке знаток. (И. Крылов. Павлин и Соловей).

3)Он сердцем милый был невежда . (А. Пушкин. Евгений Онегин).

4)Таких, как Митрофан, называют невеждами .

5)И.А.Крылов обличает невежд , которые не понимают пользы учения.

6)Невежество – оружие невежды .

7)Мудрец обвиняет себя, невежда - других.

8)Как легче жить: невеждой или знающим человеком?

9)Прежде всего, остерегайся невежды , ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь.

10)К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит. (И.А.Крылов. Басня “Мартышка и очки”)

11)Мартышка была невеждой , поэтому и не знала, что делать с очками. (О басне И.А.Крылова « Мартышка и Очки » ).

12)В Древней Греции ученики пишут на дощечке палочкой, учитель диктует фразу: “Невежда – самое дикое из существ на земле”.

13)Быть может (лестная надежда), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт. (А.С.Пушкин)

14)Он сердцем милый был невежда ,

Его лелеяла надежда,

И мира новый блеск и шум

Ещё пленяли юный ум. (А.С.Пушкин)

15)Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда . (В.А. Сухомлинский)

16)Почему люди осуждают невежду ?

17)Слово «невежда » в пушкинские времена означало «наивный, зелёный, не искушённый жизнью юнец».

18)Знает умник и невежда :
Людям всем нужна одежда.

19)Он чудак или невежда , на любого посмотри:
Сверху носится одежда, у него ж она внутри. Загадка (гардероб)

20)Я полный невежда в математике.

21) «…Я почти невежда

22)Уездный лекарь, по счастию не совершенный невежда , успел пустить ему кровь. (А.Пушкин. Дубровский).

23)Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда ,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.(А.С.Пушкин)

24)Как он мечтал получить звание Заслуженного артиста, звание, которое всего-то несколько десятилетий назад было придумано тщеславными невеждами . (А.Кутерницкий. В сумерках в одиночестве)

25)Невежды Френсис Бэкон)

26)Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударят, самый умный человек остается невеждой

27)В себе не станем мы растить невежду

28)Что для Отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды – родители платят ещё и деньги невеждам – учителям?

29)Никогда я не совал своего носа в литературу и в политику, не искал популярности в полемике с невеждами . (А.Чехов. Скучная история)

30)На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как невежды

32)Мы были невеждами

33)Мистикой… невежды окутывали всё, связанное с тёмными колоннадами храмов, геометрической правильностью пирамид, мумиями и гробницами. (И.Можейко)

34)Невежда – недоучившийся, мало знающий человек.

35)Тогда ты не будешь недоучкой, незнайкой, невеждой .

36)Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.

37)Конечно, ты невежда : не можешь выучить правило и правильно применить его.

6.ТЕСТЫ

1)Невежество – оружие невежды .

2)Невежда – грубый, невоспитанный, невежливый человек.

3)Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.

4)«…Я почти невежда . Что я знаю, тому я выучился кое-как сам, урывками, без связи, без толку и то так мало…» (Из дневника Льва Николаевича Толстого).

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Невежда – недоучившийся, мало знающий, малообразованный человек.

2)Что для Отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды – родители платят ещё и деньги невеждам – учителям?

3)Мы были невеждами в социальных вопросах. (А.Игнатьев)

4)Воспитанный человек будет понят и принят обществом лучше, чем невежда .

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Поделом тебе, старый невежа ,

Впредь тебе, невежа , наука… (А.С.Пушкин)

2)На взгляд настоящего грибника, мы вели себя в лесу как невежи , потому что, не дрогнув, обходили разные сыроежки, … а также лисички, волнушки. (В.Солоухин)

3)Почему люди осуждают невежу?

4)- Как? С невежею ! Чтобы я примирился с этим грубияном? (Н. В.Гоголь)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Уездный лекарь, по счастию не совершенный невежда , успел пустить ему кровь. (А.Пушкин)

2)Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударят, самый умный человек остается невеждой , если его не обучать. (Народная мудрость)

3)В рассказе "Белолобый" А.П.Чехова читаем: «Судя по манерам, это был невежда , простой дворняжка".

4)Невежды презирают науку, необразованные люди восхищаются ею, тогда как мудрецы пользуются ею.(Френсис Бэкон)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Невежа – древнерусское слово, образованное от вежа “знаток” с помощью приставки не-.

2)На формирование личности могут влиять всякие люди: и талантливые, и грубые, и ленивые, и невежи .

3)Невежа тот, кто позволяет себе грубость. (И.С.Тургенев)

4)Невежа также в ослепленье

Бранит науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды. (И.А.Крылов)

7.ОТВЕТЫ

№ тестового задания

№ предложения

Слово

невежа

Мы редко задумываемся о том, как важно знать лексическое значение слов, чтоб не попасть впросак. Зачастую незнание и неправильно употребление тех или иных слов или их словоформ более всего показывает окружающим наше невежество .

В словарях нам дается такое описание данного термина – одно значение его звучит, как недостаточность тех или иных познаний, а другое – отсутствие вежливости, воспитания и хороших манер.

Невежа и невежда: разница.

Русский язык является одним из самых сложных для изучения не только иностранцами, но и носителями. Кроме множества склонений, спряжений, в языке есть ещё и ряд слов, которые усложняют задачу освоения языка даже для его носителей – омонимы, паронимы. Такими паронимами и являются слова невежа и невежда .

Эти слова являются яркими примерами паронимов, сходных по звуковому составу слов, но имеющих разное лексическое значение.

Принципами деления паронимов являются деление по морфемному составу и по лексико-семантическому.

По морфологическому составу есть паронимы:

  • суффиксальные, которые образованы разными суффиксами: зрительный и зрительский, изобретательный и изобретательский;
  • префиксальные, образованные при помощи приставок: предоставление и представление, поглотить и проглотить;
  • корневые, которые друг на друга похожи, но имеют разные значения. Сюда и относятся невежа и невежда .

И сегодня носители языка путаются, как правильно употребить слова невежа и невежда, разница между которыми не была заметна вплоть до середины XIX века, когда оба слова обозначали плохо воспитанного человека.

Ещё в «Словаре Академии Российской» (1814 года) было написано, что эти слова обозначают человека неученого, непросвещенного и не имеющего в поступках учтивости.

Невежа и невежда – слова различные по происхождению и стилевой принадлежности. имеет древнерусское происхождение от глагола «вежати» – знать, а невежда по аналогии с такими словами как одежда, рождать – из старославянского языка.

При развитии языка у слова «невежа» становится единственным такое значение, как «грубиян» и «неучтивый человек», вытесняя при этом значение «неуч, малообразованный человек», «не имеющий глубоких познаний в чем-то», которое и прикрепилось к слову «невежда».

Первым разделил лексическое значение этих слов В.И. Даль в своем Токовом словаре.

Расширение лексического запаса поможет знать, кто же на самом деле невоспитанный человек – невежа или невежда .