«Золотой век» для бесквартирных военнослужащих и уволенных в запас похоже закончился. Широкие жесты и раздача жилья по всей видимости подрезали бюджет государства, качели щедрости накренило в сторону «обобрать и отобрать».

Речь собственно говоря о тех гражданах, которые волею судьбы закончили военную службы в отдаленных от центральных городов страны закрытых военных городках. Обеспеченные служебным жильем, они увольнялись с военной службы в надежде получить квадратные метры за забором в порядке очереди. Наивные люди, они даже не задумывались о «великом обмане»! Привыкшие к ожиданию, по истечению 7-10 лет (очень средние сроки) они так ничего и не дождались. Обещания, обещания и обещания. При этом, навязанный государством способ получения жилого помещения посредством Государственного жилищного сертификата (ГЖС) – мягко сказать очень экономный и не соразмерный с рыночными ценами на жилье. Сведующие люди подтвердят мои слова. Однако и тут государство не раскошелилось. Почему такая не логичность. При том, что ГЖС – это минимум половины стоимости средств, вкладываемых в строительство жилья. Предполагаю, - по причине невозможности получения «откатов» с социальных выплат предусмотренных жилищным сертификатом.

И что в итоге: мудрое руководство страны, видимо не без участия печально известного Сердюкова, внесло ряд изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 года № 752-р, - и исключило большинство закрытых военных городков из числа таковых. К примеру, 11.10.2011 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1779-р п/о Порошино Камышловского района Свердловской области (учебный центр Елань) исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Таких по стране очень много.

А дальше все очень просто: всем бывшим военнослужащим, их семьям, в том числе тем, кто потерял кормильца, региональные управления жилищного обеспечения военнослужащих (правопреемники жилищных комиссий воинских частей и районных КЭЧ) разослали уведомления простого содержания, что городок утратил статус закрытого, правовые основания на обеспечение жильем тех, кто многие-многие годы ждал отселения, отсутствуют, решайте жилищные проблемы в общем порядке.

Правда, говоря про общий порядок, не было упомянуто, что служебные жилые помещения, в которых проживают очередники, в силу закона не подлежат приватизации (п. 6 ст. 15 указанного Закона и ст. 4 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07. 1991 года N 1541-1 исключают передачу в собственность служебных жилых помещений без согласия собственника, т.е. Российской Федерации).

Народ пошел в суды – народ получил отказы в удовлетворении требований в приватизации, предоставлении государственного жилищного сертификата, восстановлении в очереди на жилье, и т.д. и т.п.

Наверное наши чиновники, принимающие участие в решении жилищного вопроса бывшего госслужащего посредством подготовки нормативного акта или в качестве представителя госорганов в судах, рассудили так, варианты:

- «я свою жилищную проблему решил (решаю) сам, пусть и они сами решают как хотят»;

- «государственные интересы превыше всего»;

- «и в служебной квартире можно жить, никто же их не выгоняет»;

- «хотят уехать к себе на родину – пусть едут, никто им не мешает»;

- «будут приняты необходимые меры по снятия с квартир бывших закрытых военных городков статуса служебных и жильцы получат право приватизации (но не дождетесь бесплатной (хи-хи про себя) – через год-то она закончится, а бумаги лет пять будут ходить и согласовываться)»;

- «на природе в экологически чистом районе жить хорошо, чего еще жаловаться».

Конечно это все не так. Все во благо несмышленых подданных.

Покончив с лирикой, немножко порассуждаем над проблемой с точки зрения юридической.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1. ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

Общий порядок признания нуждающимся в жилье, предусмотренный статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, - никто не отменял.

Из вышеизложенного очевидно: отслужил положенное – освобождай жилье, которое для исполнения обязанностей и предоставлено было. Если выслуга лет военной службы и основания увольнения военнослужащего в запас дают право на жилое помещение по договору социального найма или в собственность – получи его, а служебную сдай. Ну куда проще! Видимо не случайно в древние времена жаждущие принятия новых законов зачитывали их с петлей на шее: сочтут слушающие предложения достойными - закон будет принят, не понравится – увы, не повезло. Наверное поэтому закон и справедливость шли рука об руку.

Далее. Право на получение государственных жилищных сертификатов имеют как сами военнослужащие, увольняемые в запас военной службы (п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»), так и утратившие статус военнослужащих, но проживающие в закрытых военных городках - в порядке отселения (п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153).

Вот тут то и начинаются проблемы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации:

а)…граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

б)…граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков, учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.

Естественно, военнослужащих сначала увольняли в запас. После увольнения принимали в число отселенцев с военного городка по пп «а» п. 5 Правил.

Почему так? Все просто – это выгодно государству: если военнослужащего оставлять в списках воинской части до обеспечения жильем – ему надо платить долго до самого момента предоставления жилья. Кстати, много военнослужащих (в первую очередь не имеющих никакой квартиры) так именно и сделали – требовали сначала дать жилье. А потом соглашались с увольнением. И сидели за штатом, ничего не делая и получая денежное довольствие по многу лет! (и ведь никто из Правительства и Министерства обороны, публично во всяком случае, не пострадал за перерасход государственных средств, как говорят в Америке – денег налогоплательщиков).

А вот кто завершал службу не по месту нахождения служебной квартиры, то еще интереснее. Инструкцией о порядке обеспечения жилым помещениями в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. № 80, предусматривалось исключение военнослужащего из числа нуждающихся по старому месту военной службу в связи с перемещением к новому. По этой причине тем, кто заканчивал службу не по месту нахождения служебного жилья, выбирать приходилось не долго – либо жить на съемной квартире без семьи и бесконечно ждать положенное жилье за штатом (платили до 2012 г, кто помнит, далеко не богато), либо увольняться и дожидаться квадратных метров жилой площади в служебке закрытого военного городка.

И получается, распоряжением Правительства о снятии статуса закрытого военного городка вышеуказанный пп «б» п. 5 Правил перестает быть основанием для предоставления государственного жилищного сертификата, а относительно пп «а» принимается как данное, что граждане, уволенные в запас, стояли после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) НЕ в федеральном органе исполнительной власти, а в жилищных комиссиях воинских частей, гарнизонов, КЭЧ районов, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (как вариант), которые ну никаким образом к Министерству обороны отношения не имеют и в состав данного федерального органа исполнительной власти не входили и не входят. Можно подумать, что Управление жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации – это типо коммерческая или общественная организация, которые по своей инициативе занялись вопросами управления и распределения государственного жилья, а атрибутика ФГКУ и МО РФ – это как номера на машину, покупаются и выбираются (без сарказма ну никак).

То есть получается: кто право дает, тот имеет и право его забрать. На мой взгляд детские считалочки более справедливы: первое слово дороже второго, - это для примера. Впрочем, действующим законодательством, в т.ч. Гражданским кодексом РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства тоже не предусматривается (основания для отказа прописаны в Жилищном кодексе РСФСР и РФ).

Да и с Конституционными правами сложившаяся ситуация как-то не очень вяжется:

1. Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает равенство всех перед законом и судом.

Однако, при гарантии государства на обеспечение всех нуждающихся в жилье военнослужащих и увольняемых в запас граждан, те, кто отказался от увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения - получают жилые помещения, а избравшие альтернативный способ решения жилищного вопроса через жилищный сертификат и сэкономил немалые государственные деньги, которые выплачиваются заштатникам, - в праве на жилье отказано.

Неравенство проявляется и в недоступности для данных граждан права собственности на жилое помещение в отличии от многих тысяч других, уволенных с военной службы.

2. В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Тем не менее, распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, исключающие городки из числа закрытых, лишают возможности военнослужащих запаса приобрести жилище в предложенном государством и закрепленном законодательно порядке. Новых порядка и правил взамен, равнозначных, им никто не предлагает. При этом выбор жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства – это один из возможных путей решения жилищного вопроса. И если НАШ ЗАКОН подобен «Русской рулетке», - то надо хотя бы предупреждать об этом всех, кто возлагает надежды на государство и вверяет ему заботу о себе взамен на служение.

3. Пунктами 2-3 ст. 55 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В данном случае, снятие статуса закрытого военного городка фактически не изменило правового статуса служебного жилого фонда, расположенного в нем, но существенно ограничило право жильцов на гарантированное получение жилого помещения.

4. Конституционное право военнослужащего на выбор места жительства по увольнению в запас с военной службы, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями ФЗ «О статусе военнослужащих», в следствие привязанности к служебному жилью уволенных граждан, также оказывается существенно ограниченным.

Вышесказанное – только лишь мое мнение. Такой ситуации можно было бы избежать:

если бы все граждане нашей страны были грамотными юристами и умели предвосхищать развитие событий (замечательный фильм по этому поводу «Трасса 66»);

если бы всех увольняемых военнослужащих предупреждали и объясняли (под роспись) о правовых последствиях выбора того или иного пути.

Второе исполнимо, но …. Всем нравится сказка про Буратино и поле чудес в стране Дураков.

И все же свои права следует отстаивать, а не опускать раньше времени руки. И если представленные мной размышления по поводу будут способствовать изменению сложившейся отрицательной практике, - значит не зря потрачено время.

Наверное, суть Гражданского общества состоит в диалоге: одни говорят, другие слушают, а вместе находят решение вопроса, удовлетворяющее все стороны.

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 19 августа 2011 г. N 1470-р
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации

и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р(Собрание законодательства Российской Федерации,2000, N 24, ст. 2616; 2001, N 32, ст. 3406; N 47, ст. 4455; 2002, N 4, ст. 355; N 28, ст. 2892; 2003, N 7, ст. 679; N 12, ст. 1173; N 50, ст. 4918; 2004, N 20, ст. 1965; 2006, N 4, ст. 446; N 46, ст. 4809; 2008, N 44, ст. 5122; 2009, N 39, ст. 4621; 2010, N 12, ст. 1384).

Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19 августа 2011 г. N 1470-р

И З М Е Н Е Н И Я,

которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации"
перечня имеющих жилищный Фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил
Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности

1.Исключить: подраздел "Республика Башкортостан";
в подразделе "Республика Бурятия" следующие позиции:
"Еравнинский р-н, с. Телемба 161";
"г. Улан-Удэ 11А
г. Гусиноозерск 63";
подразделе "Республика Карелия" следующие позиции:
"Кемский р-н, г. Кемь 9";
"Пряжинский р-н, п/о Эссойла 1";
подраздел "Республика Татарстан";
в подразделе "Удмуртская Республика" следующую позицию:
"Малопургинский р-н, с. Малая Пурга 1";
в подразделе "Краснодарский край" следующие позиции:
"Кореновский р-н, г. Кореновск 6";
"Туапсинский р-н, пос. Новомихайловский 1
г. Анапа 16
г. Анапа 67";
"г. Краснодар, ст. Нововеличковская 1 г";
"г. Крымск 2";
"Сочинский горсовет, г. Адлер 41";
в подразделе "Красноярский край" следующие позиции:
"Ачинский р-н, ст. Кемчуг 1
Манский р-н, с. Шалинское 4";
в подразделе "Приморский край" следующие позиции:
"Анучинский р-н, с. Чернышевка 61
Пальнереченский р-н, пос. Филино 2";
"Надеждинский р-н, пос. Раздольное 81
Надеждинский р-н, пос. Раздольное 86";
"Октябрьский р-н, пос. Липовцы 1 ж";
"Пограничный р-н, с. Барано-Оренбургское 57
Пограничный р-н, с. Богуславка 70";
"Спасский р-н, пос. Красный Кут 21";
"Ханкайский р-н, пос. Камень-Рыболов 1";
"Хасанский р-н, пос. Зарубино 20";
"Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 9
Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 15
Яковлевский р-н, с. Новосысоевка 16";
"г. Владивосток 108
г. Владивосток 111";
"г. Артем 40";
"г. Дальнереченск 20";
в подразделе "Ставропольский край" следующие позиции:
"г. Буденновск 6
г. Буденновск 12
г. Георгиевск 1";
"г. Георгиевск 7";
в подразделе "Хабаровский край" следующие позиции:
"Бикинский р-н, пос. Розенгартовка 2";
"район им. Лазо, пос. Обор 32";
"Хабаровский р-н, п/о Вятское 5";
"Хабаровский р-н, пос. Гаровка-2 14";
"Хабаровский р-н, п/о Галкино 66";
"г. Хабаровск-41 3";
в подразделе "Амурская область" следующие позиции:
"Ивановский р-н, пос. Березовка 25";
"Ромненский р-н, пос. Поздеевка 3";
"г. Свободный-21 16";
в подразделе "Брянская область" следующую позицию:
"Дубровский р-н, пос. Сеща 1";
в подразделе "Владимирская область" следующие позиции:
"Гусь-Хрустальный р-н, пос. Добрятино 1";
"Кольчугский р-н, г. Юрьев-Польский 5Г";
в подразделе "Волгоградская область" следующие позиции:
"Городищенский р-н, пос. Гумрак 114";
"Калачевский р-н, пос. Октябрьский 2
Калачевский р-н, пос. Октябрьский 3
Камышинский р-н, с. Лебяжье 1
Камышинский р-н, пос. Майский 11";
"Светлоярский р-н, пос. Чапурники 124
г. Михайловка 2";
в подразделе "Вологодская область" следующую позицию:
"г. Череповец, п/о Шайма 23";
в подразделе "Иркутская область" следующие позиции:
"Иркутский р-н, пос. Глазуново 107";
"Шелеховский р-н, пос. Чистые Ключи 2";
в подразделе "Калининградская область" следующие позиции:
"Багратионовский р-н, пос. Долгоруково 2
Багратионовский р-н, г. Ладушкин 1
Багратионовский р-н, пос. Невское 1";
"Гурьевский р-н, пос. Рябиновка 1
Гурьевский р-н, пос. Сосновка 2";
"Зеленоградский р-н, пос. Морское 49
Зеленоградский р-н, пос. Обзорный 7
Зеленоградский р-н, пос. Переславское 1";
"Зеленоградский р-н, пос. Рыбачий 1";
"Зеленоградский р-н, пос. Янтарный 1";
"г. Балтийск 67
г. Балтийск 68
Балтийский городской округ, пос. Дальний 5";
"Балтийский городской округ, пос. Мечниково 11";
"Светловский городской округ, пос. Кремнево 1";
"г. Приморск (Танкитино) 8";
в подразделе "Калужская область" следующие позиции:
"Кировский р-н, п/о Шайковка 1";
"г. Калуга, дер. Андреевское 3";
в подразделе "Камчатский край" следующие позиции:
"Елизовский р-н, пос. Двуречье 21
Елизовский р-н, пос. Кирилкин Ключ 30";
"Елизовский р-н, 9-й км Паратунского шоссе 31";
"Елизовский р-н, пос. Южные Коряки 14";
в подразделе "Кировская область" следующие позиции:
"г. Киров 52";
"г. Котельнич 1";
в подразделе "Костромская область" следующую позицию:
"г. Нея 2";
в подразделе "Курганская область" следующую позицию:
"Кетовский р-н, ст. Иковка 2";
в подразделе "Ленинградская область" следующие позиции:
"Волховский р-н, пос. Войбокало 1
Волховский р-н, пос. Войбокало 2";
"Выборгский р-н, пос. Приветнинское 1";
"г. Лодейное Поле 3";
"г. Тосно 1";
наименование подраздела "Липецкая область";
в подразделе "Московская область" следующие позиции:
"Коломенский р-н, г. Коломна-1 42
Коломенский р-н, пос. Карасево 27";
"Одинцовский р-н, пос. Кубинка-1 5/1";
"Одинцовский р-н, г. Кубинка 85/2";
"г. Звенигород 535";
"г. Солнечногорск-2 52/3";
"г. Чехов-4 4";
в подразделе "Мурманская область" следующие позиции:
"Мурманский р-н, пос. Килп-Явр 1/4";
"г. Кандалакша 7";
в подразделе "Новосибирская область" следующую позицию: "г. Новосибирск, пос. Пашино 1";
в подразделе "Оренбургская область" следующие позиции:
"Бузулукский р-н, ст. Колтубановка 12";
"г. Оренбург, 201-й разъезд ЮУЖД 201";
в подразделе "Пензенская область" следующую позицию:
"г. Сердобск-2, пос. Сазанье 2";
в подразделе "Псковская область" следующие позиции:
"Гдовский р-н, п/о Любимец, пос. Смуравьево 1
Гдовский р-н, п/о Любимец, пос. Смуравьево 2";
"Невельский р-н, пос. Опухлики 1";
"Струго-Красненский р-н, пос. Узьмино (Струги Красные) 30546";
в подразделе "Ростовская область" следующие позиции:
"Зерноградский р-н, г. Зерноград 2
Егорлыкский р-н, ст-ца Егорлыкская 2";
"Морозовский р-н, г. Морозовск 8";
"г. Волгодонск 1
г. Миллерово 8";
"г. Сальск-7 5
г. Таганрог 48";
в подразделе "Самарская область" следующие позиции:
"г. Сызрань-10 2
г. Чапаевск-11 1";
в подразделе "Саратовская область" следующие позиции:
"Вольский р-н, с. Лягоши, п/о Покровка 2";
"г. Ртищево 1";
"г. Энгельс 6";
в подразделе "Свердловская область" следующую позицию:
"Тугулымский р-н, пос. Ертарский 1";
наименование подраздела "Томская область".

2. В подразделе "Тверская область" позицию:
"Западнодвинский р-н, пос. Старая Торопа 1"
изложить в следующей редакции:
"Торопецкий р-н, пос. Октябрьский 1".

3. Исключить:
в подразделе "Челябинская область" следующую позицию:
"Чебаркульский р-н, пос. Бишкиль 9";
в подразделе "Забайкальский край" следующие позиции:
"Агинский р-н, с. Цугол 3";
"Борзинский р-н, пос. Шерловая Гора 21
Карымский р-н, пос. Дарасун 17";
"Могойтуйский р-н, пос. Разъезд-71 12";
"Оловяннинский р-н, ст. Ясная 24
Ононский р-н, пос. Буйлэсан 30
Приаргунский р-н, пос. Пограничный 80
Тунгокоченский р-н, пос. Усугли 228";
"Читинский р-н, ст. Новая 40";
"г. Чита 124";
в подразделе "г. Санкт-Петербург" следующую позицию:"г. Санкт-Петербург 2";
в подразделе "Еврейская автономная область" следующую позицию:"г. Биробиджан 14ж".

Мы работаем с субсидиями для граждан, отселяемых из закрытых военных городков. Наше агентство имеет уникальный опыт работы с различными жилищными субсидиями с 2001 года. За это время мы выработали отлаженный механизм по реализации социальных выплат путем приобретения недвижимости.

Информация для граждан, проживающих на территории закрытых военных городков и подлежащих переселению:

Порядок формирования списков граждан, проживающих на территории закрытых военных городков (ЗВГ) и подлежащих отселению путем предоставления жилищной субсидии (сертификата), а также механизм оформления и выдачи ГЖС регламентируется Приказом Министра обороны РФ № 217 от 06.04.2017 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством"…».

Гражданам, подлежащим переселению из ЗВГ и признанных ранее установленным порядком участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» (далее – подпрограмма), необходимо представить по территориальному принципу в ФГУ «Западрегионжилье» (г. Санкт-Петербург) либо его территориально обособленные отделы (г. Кубинка, г. Нижний Новгород, г. Воронеж, г. Североморск, г. Калининград) следующими способами:

  • через представителей инициативных групп (при наличии доверенности либо письменного заявления от гражданина–участника подпрограммы о представлении его интересов в ФГУ «Западрегионжилье»),
  • по почте,
  • лично
следующие документы:
  1. заявление (рапорт) об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" - образец ;
  2. согласие на обработку персональных данных гражданина-участника подпрограммы - образец ;
  3. согласия на обработку персональных данных всех членов семьи гражданина-участника подпрограммы* - образец . Cогласие на обработку персональных данных несовершеннолетних лиц подписывают их законные представители;
    __________________________
    * Членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане:
    а) постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители;
    б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
  4. заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата -

В целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим жилищный фонд в закрытых военных городках, предоставлять гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков, наряду с социальной выплатой, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, по выбору указанных граждан жилые помещения в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.

2. Федеральным органам исполнительной власти, имеющим жилищный фонд в закрытых военных городках, утвердить порядок учета граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, а также порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно или по договорам социального найма.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Обзор настоящего документа.

В настоящее время получить жилое помещение за пределами закрытых военных городков можно только посредством социальной выплаты на приобретение жилого помещения, удостоверяемой ГЖС (государственным жилищным сертификатом), при этом не все граждане, проживающие в закрытых военных городках, имеют право на отселение из них.